Что такое позиция автора в литературе

Что такое авторская позиция в литературе определение

Что такое позиция автора в литературе

Last week I pointed out that art and propaganda

are never quite separable, and that what aresupposed

to be purely aestheticjudgements are

always corrupted to some extent by moral

or political or religious loyalties.

На прошлойнеделе я заметил, что искус­ство ипропаганда неразделимы, и то, что обычносчитает­ся чисто эстетиче­скимсуждением, всегда в какой-то мереподпорчено моральным, полити­ческимили религи­озным предубеж­дением.

ДжорджОруэлл. «Толстой и Шекспир».

§1. Постановка вопроса и определение понятий

Прежде всего определим понятия идеологии,менталитета и их соотно­шение скультурой.

Идеология-система идей и взглядов: политических,правовых, нравственных, религиозных,эстетических, в которых осознается иоп­ределяется отношение людей кдействительности, выражаются инте­ресысоциальных групп (И).

Идеология-система идей, представлений, понятий,выраженная в различных формах общественногосознания (в философии, полити­ческихвзглядах, праве, морали, искусстве,религии). Идеология явля­ется отражениемобщественного бытия в сознании людейи, раз воз­никнув, в свою очередьактивно воздействует на развитиеобщества, способствуя ему (прогрессивнаяидеология) или препятствуя ему (СИ).

Идеология-система взглядов, идей, характеризующихкакую-ни­будь социальную группу,класс, политическую партию, общество(О. и Ш.).

Английские словари определяютидеологию, а вернее то, что обо­значенословом ideology,следующим образом:

Ideology1- manner of thinking, ideas, characteristic of a person,

group, act as forming thebasis of an economic or political system: bourgeois,Marxist and totalitarian ideologies(ALDCE).

Идеология1- образ мысли, идеи, характеристикачеловека, группы людей и т. д., образующиеоснову экономической или политическойсистемы: буржуазная,марксистская и тоталитарная идеологии.

Ideology.Anideology is a set of beliefs, especially the political beliefs

on which people, parties, or countries basetheir actions (CCEED).

Идеология.Наборверований, преимущественно политическихубеж­дений, которые лежат в основедействий народа, партии или страны.

Ideologysometimesderog.aset of ideas, esp. one on which a political

or economic system is based:Marxistideology | the free market ideology of the extreme right(DELC).

Идеологияиногдапренебр.наборидей, особенно такой, на которомосновываются какие-то экономическиеили политические системы: Марксистскаяидеология, идеология свободного рынкакрайних правых.

Ideology.Scienceof ideas; visionary speculation; manner of thinking characteristic ofa class or indi­vidual, ideas at the basis of some economic orpolitical theory or system, as Fascist,Nazi ~(COD).

Идеология.Наукаоб идеях; умозрительные размышления;образ мышления класса или индивида;идеи, лежащие в основе экономиче­скойили политической теории или системы,например, фашистская,нацистская И.

Определения идеологиии ideologyсходятся на том, чтоэто некий набор(set),система идей и/или верований (beliefs).Далее определе­ния расходятся.

Всеанглийские концентрируют внимание натом, что этотнаборидей лежит в основе политических иэкономических теорий или систем.

Иногдауточняется, что этот набор идей характерендля партий, народа, страны, группы и дажеодного человека (aperson,anindividual).

Русские определения также говорят, хотяи довольно расплывчато, о неких «социальныхгруппах», которые выражают свои интересыче­рез идеологию, но не упоминают ниполитическую, ни экономическую системы,базирующиеся на идеологии и определяющиеею свою дея­тельность. Вместо этогоакцент делается на отражении этойсистемы идей в разных формах общественногосознания.

https://www.youtube.com/watch?v=SHx6Ebar_6w

Заслуживающим вниманиямоментом является некоторая негатив­наяокраска слова ideology:LDCEпрямо указывает на это пометой «sometimesderog.»(то есть derogatory“пренебрежительный”).

CODпри­водит только негативные примерыфашистской и нацистской идеоло­гии.В английском языке и менталитете имарксистская идеология не вполнепозитивна.

Русское слово идеология– это общественно-поли­тическийтермин, оно вполне нейтрально и не имеетнегативных стили­стических коннотаций.

Соотношение понятий «культура» и«идеология» более или менее ясно изопределений. Идеология – явлениеавторское, то есть у нее имеются авторыили даже автор и, соответственно, «датарождения».

Этот последний аспект отраженв определении идеологии в «Современ­номсловаре иностранных слов» (СИ) деепричастнымоборотом «раз воз­никнув».

Культуравыработана всем этносом, всем народомв течение продолжительного времени,это величина гораздо более постоянная,чем идеология.

С. С.

Аверинцев в своем докладе в Московскомгосударственном лин­гвистическомуниверситете 16 апреля 1999 года привелследующий пример соотношения культурыи идеологии: «Древний Рим, завоевавГрецию, навязал ей свою идеологию, нокультура Греции была настоль­косильнее римской, что она покорила римлян.Плененная Греция взя­ла в плен дикогопобедителя». Этим примером Аверинцевпроиллюст­рировал мысль о том, что«нельзя сказать, что одна культура вышеили лучше другой, но можно сказать, чтоона прагматически сильнее икон­курентоспособнее».

Яркий пример, иллюстрирующий различиемежду культурой и идео­логией,представляет собой опыт современнойРоссии. Действительно, на наших глазахкардинально и молниеносно измениласьидеология (а с ней и идеологическиенауки): идеология капитализма легла воснову

политической и экономическойсистем, в полном соответствии сопре­делением слова ideology,придя на смену идеологиисоциализма (и в идеологических наукахтакже).

Что же касается русской культуры, то,несмотря на некоторые, пусть существенные,новые влияния (интенсивное проникновениезападной массовой культуры и т. п.),нельзя сказать, что она радикально имгно­венно изменилась. Слава Богу, всвоей основе русская культура, так жекак и русский национальный характер,осталась прежней. Она развива­етсядостаточно медленно и меняется достаточнонеохотно.

Понятие менталитетавключает в себя «складума, мироощущение, мировосприятие,психологию» (СИ). Иными словами, менталитет- это мыслительная и духовная настроенностькак отдельного человека, так и обществав целом.

Mentality.Thebeing mental or in or of the mind; (degree of) intellectual

power; (loosely) mind, disposition, character(COD).

Менталитет.Способностьнаходиться в разуме, быть в своем уме;(уровень) интеллектуальных возможностей;(в широком смысле) склад ума, настроение,характер.

Идеология и менталитет соот­носятсяс культурой как часть с целым, то естькультура в широком эт­нографическомсмысле слова (именно такое толкованиеиспользуется в этой книге) включает всебя и идеологию, и менталитет. Язык иидео­логия взаимодействуют друг сдругом: идеология оказывает большоевлияние на язык, но и язык влияет наидеологию.

За верно написанную авторскую позицию ученик получает один первичный балл. Кажется глупостью, но только не при поступлении. Перевод делает разницу более заметной: в стобалльной системе это уже не один, а два-три балла. И для поступления разница ощутима, ведь даже один балл может решить судьбу, не дав поступить в учебное заведение мечты.

Об этом мы уже писали на сайте и обещали разобраться с ее правильным написанием. Приступаем. Все, что нам потребуется – 15 минут времени, с нашего сайта и желание учиться.

Что выражает позиция автора?

Ученик, приступивший в написанию авторской позиции, должен понимать ее суть. Позиция – это выражение мнения автора по заявленной проблеме. Мнение может быть любым, в том числе отличным от общепринятого или вашего собственного взгляда на проблему.

Как понять позицию автора?

В первую очередь обратите внимание на чувства и эмоции автора. Если текст публицистический, в нем могут быть прямо выражены чувства, эмоции, переживания. Автор может поддерживать, сочувствовать или осуждать.

Если текст художественный, позиция автора не выражена открыто. Но она четко видна в смысле фрагмента. Трудные для понимания художественные тексты на ЕГЭ не дают. Не поняли после первого прочтения – читайте текст еще раз.

Нет случаев, когда верно определить позицию невозможно.

Чтобы правильно написать позицию автора, спросите у себя: “Что думает автор об этом случае? Как он относится к сформулированной мной проблеме? В чем проявляется это отношение?”. Ответьте на каждый из этих вопросов. Ответили? Поздравляю, вы почти у цели! Запишите ответы и читайте эту статью дальше.

Как записать позицию автора?

Воспользуйтесь шаблоном. Можно использовать фразы, предложенные нами, или воспользоваться советом учителя. Это нужно для помощи эксперту: так человек, проверяющий работу, будет гораздо лучше ориентироваться в структуре сочинения. Еще раз напишем вам фразы для написания авторской позиции.

На месте многоточия нужно вписать мнение автора по заявленной проблеме. В этом и помогут записанные вами ранее ответы на вопросы.

Обязательно ли использовать именно эти фразы? Нет! Можете написать по-своему. Но так, чтобы это было понятно. Словосочетание “позиция автора” можно и не использовать, но лучше написать, чтобы проверяющий точно понял.

Лайфхак

Источник: https://www.namvd.ru/chto-takoe-avtorskaya-poziciya-v-literature-opredelenie/

Тема, проблематика, идея и авторская позиция

Что такое позиция автора в литературе

  • Тема — общее содержание произведения; то, ЧТО в нём изображается.
  • Идея — основная мысль произведения; то, КАК автор относится к изображаемому.
  • Проблематика — комплекс тех проблем (вопросов), которые поставлены автором в его произведении.
  • Авторская позиция — отношение автора к событиям, происходящим в литературном произведении.

Тема, идея и проблема — это основа содержания литературного произведения.

Тема

В каждом литературном произведении мы можем выявить и обозначить главную тему.

Тема «Капитанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина — восстание крестьян, которое возглавлял Емельян Пугачёв.

При этом важно понимать, что параллельно с основной темой может разворачиваться и ряд второстепенных.

Среди второстепенных тем в той же «Капитанской дочке» мы можем назвать, в частности, взаимоотношения между представителями высшего сословия (Пётр Гринёв) и крепостными (Савельич).

И если главная тема обычно одна, то второстепенных может быть сколько угодно.

Проблематика

Каждая тема в литературном произведении предполагает соответствующую проблему, то есть вопрос, который автор ставит перед собой и читателем. И ответом на этот вопрос для автора станет всё произведение в целом.

Проблема воспитания в комедии «Недоросль» Фонвизина решается осмеянием невежества и торжеством образованности.

Проблематика может быть:

  • нравственной;
  • психологической;
  • социальной;
  • философской.

Важно также помнить, что эти проблемы не являются взаимоисключающими: они все могут сочетаться в проблематике отдельно взятого литературного произведения.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» включает все указанные разновидности проблем:

  • анравственная (возможность причинить вред одному ради блага многих);
  • психологическая (выбор человеком своего пути);
  • всоциальная (противопоставление нищих и богачей);
  • философская (добро и зло, вера и отрицание).

При этом мы можем говорить о главенстве философской проблематики в этом романе, ведь, по сути дела, главные вопросы «Преступления и наказания» относятся именно к сфере философии.

Идея

Поскольку идея является главной мыслью произведения, для её выявления необходимо тщательно и разносторонне проанализировать весь текст.

Ведущая идея «Слова о полку Игореве» — необходимость единения Руси и прекращения междоусобиц. Эта идея выражена не только в проблематике, но и в каждом образе: князя Игоря (его безрассудное решение), Ярославны (глубинная скорбь), князя Святослава (мудрость), а также в композиции («Золотое слово Святослава» как композиционный центр «Слова о полку Игореве»).

Авторская позиция

Необходимо уяснить, что авторская позиция очень редко предстаёт в литературном произведении в виде прямого вывода.

И если, к примеру, в баснях Ивана Андреевича Крылова мы можем увидеть выражение авторской позиции в тексте (в виде прямого вывода — морали), то в большинстве произведений нам придётся сначала рассмотреть тематику и проблематику, выявить идею, а уже потом говорить о мнении автора по тому или иному поводу.

При оценке авторской позиции нужно ответить на вопрос, объективен был автор в оценке действительности или субъективен.

Как определить тему, проблематику и идею литературного произведения

  • Спросите себя, что стало главным информационным поводом создания этого произведения. Ваш ответ определит тему.
  • Подумайте, что в этой теме особенно интересовало автора:
    • нравственные вопросы (добро и зло, сочувствие и жестокость и пр.); 
    • психология персонажей (их образ мыслей, душевный склад); 
    •  социальные проблемы (сословное неравенство, угнетение чело века человеком); 
    • философский аспект (происходящее в литературном произведении с точки зрения смысла жизни). 

    Выбранный вами вариант ответа выявит проблематику. 

  • Подумайте, как решает автор те проблемы, которые поставлены им в литературном произведении. Какой вывод мы можем сделать на основании этого авторского решения? Ответ на этот вопрос и станет определением идеи литературного произведения.

  • Согласны ли вы с авторским решением проблемы? Можно ли назвать его объективным? 

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Определите, что такое тема, и отметьте, сколько тем может быть в литературном произведении.

Ответ. Тема — это общее содержание произведения; то, что в нём изображено. В произведении может быть множество тем.

Обозначьте проблематику рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника».

Ответ. Главные проблемы этого рассказа — страх «маленького человека» перед власть имущими, его мнительность и желание избежать вымышленных опасностей.

Какой герой выражает авторскую позицию в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»?

Ответ. Авторскую позицию выражает Игнатич — персонаж, судьба которого сходна с судьбой Солженицына. На сходство этого персонажа и автора указывает и подобие их отчеств (Игнатич — Исаевич).

ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/literatura/tema_problematika_ideya_i_avtorskaya_poziciya.html

Что такое авторская позиция? Способы выражения авторской позиции в тексте

Что такое позиция автора в литературе

Одним из наиболее часто употребляемых терминов в литературоведении является авторская позиция. Она может стать основой для темы сочинения, статьи, тезисов или эссе. Авторскую позицию в тексте нужно видеть и понимать, как она выражена.

Следует сказать, что авторская позиция на протяжении всего развития литературы претерпевала ряд качественных изменений.

В самом начале зарождения массовой литературы (то есть когда литература как вид искусства отделилась от фольклора, перестала носить политический или религиозный характер) оценка автора выражалась в произведении прямо.

Автор открыто мог говорить о том, какой герой ему кажется положительным или отрицательным, выражал свое отношение к происходящему в отступлениях, в выводах.

Со временем такой способ присутствия автора в тексте стал неприемлем, создатель текста стал самоотстраняться, давая возможность читателю самому решать, на чьей он стороне. Этот процесс особенно обострился в 20 веке, данное явление было названо Р. Бартом “смертью автора”. Однако не все исследователи соглашаются с ним, отмечая, что автор в любом случае оценивает ситуацию, выражает свое мнение, просто он делает это скрыто, завуалировано, используя разные средства.

Способы выражения авторской позиции в драме, лирике и эпосе

В зависимости от рода литературы и жанра произведения способ выражения оценки может быть различным. Наиболее сложная задача стоит перед писателями, работающими с пьесами или со стихотворениями, ведь они более ограничены в объеме, выборе средств.

Драма

Автор, создающий драматическое произведение, должен быть настоящим мастером слова. Ведь в его арсенале лишь реплики героев. Через речь он должен показать характер своего персонажа. Сам он присутствует в тексте лишь на уровне ремарок. Именно ремарки являются одним из способов выражения авторской позиции в тексте. Рассмотрим драму М.

Горького “На дне”. Авторская позиция по отношению к жителям ночлежки и сложившейся ситуации очевидна: обширные ремарки в начале каждого акта показывают нам ужасающие картины обстановки. Это обшарпанные стены, нависшие потолки, ободранные простыни, куча людей, безразличных друг другу.

Еще одним важным средством авторской оценки являются говорящие фамилии. Этот прием особенно активно использовался в 18 и 19 вв. Например, в пьесе Грибоедова “Горе от ума” герои – Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Фамусов – фамилия, произошедшая от английского “фэймос”, что означает “знаменитый”.

Молчалин и вправду старается молчать, чтобы не сказать лишнего и не потерять надежду на получение очередного чина. Скалозуб – всегда приветлив и нарочито учтив. Авторские позиции в драме выражаются также посредством введения в канву произведения героя-резонера. Этот персонаж воплощает в себе основные идеи автора. Например, в драме А. Н.

Островского “Гроза” таким героем выступает Кулигин. Именно он выражает отношение к провинциальному городу Калинов: “Жестокие нравы, сударь, в вашем городе”.

Лирика

В стихотворении авторская позиция может быть представлена на двух уровнях: на смысловом и на языковом, внешнем. Любое лирическое произведение наполнено чувством, кроме того, стихотворения в большинстве своем являются воплощением авторских эмоций. Ведь не случайно поэтов часто ассоциируют с их лирическими героями.

На уровне языковом авторская позиция может быть представлена при помощи эпитетов, олицетворениЙ, метафор, антитез, авторских неологизмов. Рассмотрим стихотворение Блока “Фабрика”. Свое отношение к происходящему поэт-символист выражает через мрачную цветовую гамму, он намеренно пишет нетрадиционно слово “жолтый”.

Это усиливает напряжение, придает стихам особую жесткость.

Эпос

В эпосе авторская позиция гораздо важнее, чем в лирике. Ведь в центре изображения эпического произведения какая-либо проблема: философская, нравственная, социальная или политическая. Чем незаметнее и ненавязчивее авторское мнение, тем качественнее выглядит текст.

Выражение авторской позиции проще всего рассматривать на примере русского романа. Один из самых популярных способов, к которому прибегал в своем творчестве Лев Толстой, являются лирические отступления. В таких отступлениях изображаются пейзажи, рассуждения о важных жизненных вопросах.

В лирическом отступлении мнение писателя выражено практически прямо, однако не всегда можно понять без особого осмысления. В пример можно привести концовку романа Тургенева “Отцы и дети”. Тургенев рисует нам живописную природу, которая окружает могилу Базарова.

Тем самым автор показывает, что идеи Базарова были ошибочны, герой слишком заблуждался, когда назвал это прекрасное Божье творение мастерской, в которой человек – работник.

Бывает так, что авторская позиция присутствует лишь на уровне символики. Писатели прибегают к символике имен, цвета, чисел. С этой точки зрения очень интересно выглядит роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Автор в тексте устранен, именно поэтому Бахтин назвал его полифоническим.

Ведь в тексте присутствует масса , мнений и среди которых с трудом можно различить авторскую. Однако все в романе говорит о том, что Достоевскому важнее всего было провести Евангельскую мысль о том, что жизнь каждого человека самоценна, что нельзя преступить главную Божью заповедь ни ради идеи, ни ради денег, ни ради благих целей.

Активно Достоевский привлекает символы различного уровня. Сама фамилия главного героя рассматривается исследователями с разных позиций, одна из которых напоминает о расколе, произошедшем в истории Русской церкви. Многократное повторение цифр 7, 3 снова отсылает нас к религиозным книгам.

7 дней понадобилось Господу, чтобы сотворить этот мир, 3 – сакральное число для христиан, символизирующее Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.

Выводы

Таким образом, авторские позиции важны для понимания идейного замысла произведений. Они могут быть выражены по-разному. при прочтении произведений следует обращать внимание, прежде всего, на фамилии и имена героев, детали, которые упоминаются в тексте, одежду персонажей, их портретные характеристики. Также стоит уделять особое внимание пейзажным зарисовкам и лирическим отступлениям.

Источник: https://autogear.ru/article/171/411/chto-takoe-avtorskaya-pozitsiya-sposobyi-vyirajeniya-avtorskoy-pozitsii-v-tekste/

Трансформация термина

Следует сказать, что авторская позиция на протяжении всего развития литературы претерпевала ряд качественных изменений.

В самом начале зарождения массовой литературы (то есть когда литература как вид искусства отделилась от фольклора, перестала носить политический или религиозный характер) оценка автора выражалась в произведении прямо.

Автор открыто мог говорить о том, какой герой ему кажется положительным или отрицательным, выражал свое отношение к происходящему в отступлениях, в выводах.

Со временем такой способ присутствия автора в тексте стал неприемлем, создатель текста стал самоотстраняться, давая возможность читателю самому решать, на чьей он стороне. Этот процесс особенно обострился в 20 веке, данное явление было названо Р. Бартом “смертью автора”. Однако не все исследователи соглашаются с ним, отмечая, что автор в любом случае оценивает ситуацию, выражает свое мнение, просто он делает это скрыто, завуалировано, используя разные средства.

Способы выражения авторской позиции в драме, лирике и эпосе

В зависимости от рода литературы и жанра произведения способ выражения оценки может быть различным. Наиболее сложная задача стоит перед писателями, работающими с пьесами или со стихотворениями, ведь они более ограничены в объеме, выборе средств.

Луч закона
Добавить комментарий