Дробление закупок по 44 фз судебная практика. Дробление закупок: как разбить большой госзаказ на несколько маленьких. Что могут вменить в вину

Дробление закупок по 44 фз судебная практика. Дробление закупок: как разбить большой госзаказ на несколько маленьких

Дробление закупок по 44 фз судебная практика. Дробление закупок: как разбить большой госзаказ на несколько маленьких. Что могут вменить в вину

У заказчиков нередко возникает соблазн разбить весь объем необходимого товара на несколько отдельных контрактов. Это позволяет избежать конкурентных процедур и быстро провести закупку, не затратив много сил на подготовку. Статья расскажет о дроблении закупок и о том, почему это может быть опасно.

Что говорит закон

Сразу отметим, что термина «дробление закупок» нет ни в законе 44-ФЗ, ни в законе 223-ФЗ. Из этого формально следует, что законодательство о закупках прямо такого явления не запрещает.

Вместе с тем тендерная система базируется на определенных принципах. В частности, закупки должны быть эффективными и экономными. Однако если не проводится конкурентная процедура определения поставщика, то заказчик не получает лучшей цены. А значит, упомянутые выше принципы могут быть нарушены.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Дроблением считается разбиение одного крупного заказа на несколько мелких. Причем наказуемо именно преднамеренное дробление. Подразумевается ситуация, когда заказчик заранее знает свою потребность в товаре, при этом нет никаких препятствий для того, чтобы сразу закупить весь его объем. Однако вместо этого закупка производится частями.

Выгода для заказчик

В общем случае заказчики обязаны определять исполнителей контрактов в конкурентной борьбе. Однако эта процедура довольно сложная: нужно заранее включить закупку в план, разместить информацию в ЕИС, подготовить документацию и так далее. К тому же все это и еще не гарантирует, что процедура состоит, и заказчик получит хорошую цену.

Вместе с тем законодательство дает на небольшие суммы. Так, закон 44-ФЗ позволяют заключать контракты с единственным поставщиком стоимостью не более 100 000 рублей.

Неудивительно, что порой закачку гораздо проще разделить весь объем закупки на части и заключить несколько прямых контрактов. Это позволяет ему добиться следующих преимуществ:

  1. Быстро закупить товары и услуги, необходимость в которых возникла внезапно.
  2. Сэкономить время и силы на подготовку процедур по заранее запланированным закупкам.
  3. Преследовать личный интерес. Не секрет, что в госзакупках зачастую применяются коррупционные схемы, основанные на сговоре между представителем заказчика и поставщиком.

    Например, за определенное вознаграждение контрактный управляющий может вместо проведения конкурентной процедуры на полмиллиона рублей заключить с единственным поставщиком 5 контрактов по 100 000 рублей.

Признаки дробления

Предумышленное дробление можно распознать по ряду признаков:

  1. Заключено несколько контрактов на поставку товара, схожего по своим характеристикам.
  2. Соглашения заключаются практически одновременно, зачастую даже в один день.
  3. Исполнителем по контрактам выступает одно лицо.

Если контролирующие органы обратят внимание на такую закупку, может последовать проверка.

Что могут вменить в вину

Дробление нарушает сразу несколько законов:

  1. Закон о защите конкуренции. Разделяя закупку и заключая несколько мелких контрактов, заказчик уходит от проведения конкурентной процедуры. Тем самым он лишает поставщиков возможности в ней поучаствовать. Это квалифицируется как необоснованное ограничение конкуренции.
  2. Гражданский кодекс. Разделение одного договора может быть расценено, как притворная сделка, цель который – замаскировать крупную операцию. В итоге заключение контракта с единственным поставщиком может быть признано недействительным.
  3. Бюджетный кодекс. Если закупка безосновательно разделена, это может быть расценено, как неэффективное использование бюджетных средств. Подразумевается, что при проведении конкурентных торгов заказчик могу получить более выгодную цену контракта.

Подобные нарушения караются денежными штрафами в соответствии с КоАП. Например, за ограничение конкуренции либо неправильный выбор процедуры будет наложен штраф 50 000 рублей.

Определение правомерности дробления

Как контролирующие органы определяют, искусственно ли была раздроблена закупка либо это вызвано объективными причинами? Самые очевидные признаки фиктивного дробления мы уже упомянули. Но главное, что должен понять антимонопольный орган – были ли изначально основания делить закупку на более мелкие составляющие.

Например, заказчику нужно закупить дорогостоящую информационную систему. Он решил не проводить торги, а заключить более 60 прямых контрактов с одним поставщиком. Предметами закупки по каждому соглашению выступают отдельные модули системы и комплект ПО для одного сотрудника.

Это реальный случай из практики ФАС. Антимонопольный орган пришел к выводу, что у заказчика не было оснований дробить закупку. Ведь в конце концов, его целью было приобрести не каждый модуль в отдельности, а всю АИС целиком. Заказчика наказали штрафом за неправильный выбор процедуры определения поставщика.

Как было сказано выше, дробление не всегда носит криминальный характер. Иногда делить закупку на составляющие приходится по объективным причинам. Если заказчик считает, что ФАС углядела искусственное разделение закупки там, где его нет, и наложила штраф неправомерно, то следует обращаться в суд.

Вопрос:

Правомерно ли заключение нескольких контрактов на одинаковые проектно-изыскательские работы на основании п. 4 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на сумму до 100 000 рублей каждый?

Ответ:
В таком случае можно ставить вопрос о закупке на сумму свыше 100 тысяч рублей без надлежащих к тому оснований. А принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, может быть квалифицировано как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ.

Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Верхова Надежда

Контроль качества ответа:Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги

А32-38440/2015? постановление 3-го арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2016 года по делу № А33-9823/2015.

Приведенными выше решениями, такие сделки признаны ничтожным, притворными, посягающими на публичные интересы – часть 2 статьи 170, часть 2 статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации.

посягающей на публичные интересы является в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом (соответствующая правовая позиция содержится в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Примечание автора: какой же запрет нарушен? Императивного запрета на заключение контрактов у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) нет в Законе о контрактной системе.

«дробление закупок» до 100 (400) тысяч рублей: практика контроля

Закона N 44-ФЗ ограничение суммы закупки (сто тысяч рублей) установлено в отношении именно одной закупки товара, работы или услуги (то есть, по существу, в отношении цены одного договора), а не одного вида товара, работы или услуги, которые заказчик вправе приобретать на основании этой нормы у единственного контрагента в течение календарного года, в том числе на основании нескольких договоров.Таким образом, формально заключение заказчиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ нескольких договоров с одним и тем же поставщиком на приобретение одних и тех же товаров на общую сумму более 100 тысяч рублей не противоречит Закону N 44-ФЗ.Однако необходимо учитывать и вероятность иного подхода.

Закупки до 100 тысяч рублей по 44-фз: особенности проведения

А34-6943/2015) Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.08.

2016 N Ф09-8787/16 по делу № А34-6943/2015 -«оспариваемые договоры поставки направлены на достижение единой хозяйственной цели, приобретателем по ним является одно и то же лицо, имеющее единый интерес, предметом – одноименные товары, в связи с чем фактически образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную двумя самостоятельными договорами-документами; ну и далее – Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2016 года № 03АП-6465/16, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2016 года № 04АП-3241/16,постановление 3-го арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2016 года по делу № А69-2168/2016? постановление 15-го арбитражного апелляционного суда № 15АП-5451/2016 от 25.05.2016 г.

Дробление закупок: как разбить большой госзаказ на несколько маленьких

Самой простой и быстрой закупочной процедурой признается приобретение товаров и услуг у единственного поставщика. Согласно пункту 4 статьи 93 44-ФЗ каждое государственное и муниципальное учреждение имеет право осуществлять закупки товаров и услуг у конкретного поставщика на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей.

При этом количество таких процедур не должно превосходить установленные лимиты. Когда разрешено проводить Приобретение бюджетным учреждением товаров и услуг на сумму, не превосходящую 100 тысяч рублей, относят к закупкам малого объема.

Такие процедуры не подразумевают реализации торгов. Контракт заключается напрямую с выбранным поставщиком. Оформлять подобные контракты разрешено в том случае, если годовой объем малых закупок не превышает 2 миллиона рублей или 5% от СГОЗ.

Инфо

Источник: https://www.beautyishop.ru/voditelskie-prava/droblenie-zakupok-po-44-fz-sudebnaya-praktika-droblenie-zakupok/

Дробление закупок по 44 фз судебная практика. Дробление закупок: как разбить большой госзаказ на несколько маленьких. Что могут вменить в вину

Дробление закупок по 44 фз судебная практика. Дробление закупок: как разбить большой госзаказ на несколько маленьких. Что могут вменить в вину

Menu Новости- Новости госзакупок- Мероприятия- Новости ЕИС- Вестник Института госзакупок- Аукционный вестник- Авторские статьи- Юмор в госзаказе44-ФЗ- Нормативно-правовые акты- Письма и разъяснения- Руководства и документация- Шаблоны документов- Судебная практика- Решения контролирующих органов223-ФЗ- Письма и разъяснения- Нормативно-правовые акты- Вебинары- СеминарыВопросыЗаказчику- Консультация по 44-ФЗУчастнику- Электронная подпись- Банковская гарантия- Консультация по 44-ФЗ- Свидетельство СРО, ЛицензияСсылки- Учебные центры- Сервисы и справочники- Специализированные организации- Эксперты- Торговые площадки- Общественные организации У нас много планов и проектов для Вас, но ограниченное количество ресурсов.

Дробление закупок

Черданцева Татьяна 24 ноября 2017 Провести единую крупную закупку или осуществить несколько мелких заказов по одному объекту, решает заказчик. Рассмотрим основные факторы, влияющие на выбор.

Можно ли «разукрупнить» заказ, не нарушая при этом положения законодательства? Искусственное дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ – это преднамеренная и умышленная разбивка стоимости отдельного заказа на несколько договоров при условии, что заказчику заранее известна потребность в такой продукции или работах на плановый период, и не существует препятствий технологического или экономического характера, не позволяющих провести одну процедуру для приобретения всего объема требуемых товаров, работ, услуг.
Разберем процедуру дробления закупок по 44-ФЗ, ответственность за нарушения при выборе процедуры.

Форум о госзакупках и тендерах good-tender

При искуственном разделении закупки эти требования соблюсти удается не всегда. Для чего проводится дробление закупки Реализация торговой процедуры не всегда является наиболее эффективным способом приобретения товаров или услуг, особенно с точки зрения контрактной службы.

Она требует больших временных затрат и при этом у заказчика нет никаких гарантий, что в тендере примет участие хотя бы одна компания. При этом существует возможность заключать контракты на сумму не более 100 000 рублей и без проведения торгов.

Все случаи, когда допустима закупка у единственного поставщика, приведены в 44-ФЗ. При этом 223-ФЗ вообще не регламентирует такие ситуации.

Это наталкивает заказчиков на мысль, что целесообразно разбить одну крупную закупку на несколько небольших и заключить отдельные контракты.

Как обосновать дробление закупок по 44 ap

Источник: https://traffgui.ru/droblenie-zakupok-po-44-fz-sudebnaya-praktika-droblenie-zakupok-kak-razbit.html

Дробление закупок: когда можно, а когда запрещено | Контур.Закупки

Дробление закупок по 44 фз судебная практика. Дробление закупок: как разбить большой госзаказ на несколько маленьких. Что могут вменить в вину

Дроблением закупки называют искусственное разделение одного контракта на несколько более дешевых таким образом, чтобы их можно было заключить без конкурентной процедуры.

Например, вместо одного контракта стоимостью 600 тыс. рублей заказчик решает заключить 6 контрактов по 100 тыс.

Каждый из контрактов укладывается в рамки малой закупки и заключается напрямую с поставщиком.

Зачем заказчики дробят закупки

Преимущества заключения контрактов напрямую очевидны. Их несколько:

  • не нужно готовить закупочные документы, что существенно экономит время и снижает трудозатраты при подготовке к заключению контракта;
  • не нужно выжидать положенные по процедуре сроки;
  • можно заключить контракты с удобным поставщиком.

Например, заказчику требуются какие-то товары для обеспечения работы офиса — бытовая химия, канцелярские принадлежности и так далее.

Если он будет проводить аукцион, то нужно будет подготовить документацию, обосновать начальную цену, рассчитать сроки, когда процедура может быть проведена, а после заключения контракта отчитаться об этом. То есть процедура предстоит довольно серьезная и длительная.

В противовес этому заключение контракта с единственным поставщиком не требует всего перечисленного выше. Даже обосновывать цену придется лишь том случае, если у проверяющих возникнут вопросы.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

К тому же потребность в товарах, как правило, часто возникает не сразу. Так почему бы заказчику не приобретать их по мере надобности? Те же канцелярские принадлежности он может закупать ежемесячно, а не запасаться ими сразу на весь год.

Закон 44-ФЗ не содержит формального запрета на такой подход. То есть заказчик может заключить несколько контрактов с одним и тем же поставщиком на схожий объект закупки. Но это должно быть обосновано.

Надо отметить, что нередко заказчики прибегают к искусственному разделению одного контракта на несколько мелких, чтобы упростить себе жизнь.

Это считается злоупотреблением, ведь закон о госзакупках ставит во главу угла конкуренцию и экономию.

Весьма вероятно, что при приобретении крупной партии товара путем аукциона или конкурса вместо заключения нескольких мелких контрактов с одним поставщиком заказчик мог бы получить более выгодные цены. Поэтому у проверяющих могут возникнуть претензии.

Как контролеры делают вывод о дроблении

С большой долей вероятности подозрение вызовут закупки малого объема, которые имеют такие признакам:

  • контракты заключены с одним поставщиком;
  • между датами их заключения прошло непродолжительное время;
  • все контракты предполагают поставку одного и того же объекта закупки.

Однако даже если все условия выполняются, это не значит, что дробление было искусственным. Возможно, на это у заказчика были весомые причины. Главное — грамотно пояснить проверяющим, почему было заключено несколько контрактов.

В качестве обоснования можно сослаться, например, на отсутствие подходящих помещений для хранения большой партии товара. В особенности если ему требуются определенные условия — температура воздуха, влажность и так далее. Поэтому заказчик решил приобретать товар по мере возникновения потребности и тут же его использовать.

Ответственность

Если все же проверяющие решат, что заказчик неправомерно раздробил закупку и ушел таким образом от конкурентной процедуры, не избежать ответственности. Причем это не только штраф в рамках КоАП РФ за неправильный выбор способа определения поставщика. Виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности.

Например, контрактный управляющий вместо проведения аукциона решил разделить большой контракт на мелкие и заключил их с одним поставщиком.

Контролеры могут заподозрить, что этот специалист имел личную заинтересованность в том, чтобы заключить контракты с конкретным исполнителем.

Такое преступление может быть квалифицировано как злоупотребление в сфере закупок или превышение должностных полномочий.

В одном из прошлых материалов мы подробно рассказали о мерах уголовной ответственности за нарушения в сфере госзаказа. Рекомендуем ее прочитать очень внимательно.

Здесь лишь упомянем, что в зависимости от тяжести преступления нарушителю грозит крупный денежный штраф, исправительные работы или лишение свободы.

Также виновное лицо может быть лишено права занимать определенные должности.

Риски для поставщика

Если речь о сговоре и подкупе представителя заказчика, то не избежит ответственности и поставщик. Виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности и также рискует получить немалый срок.

Но даже если поставщик не замешан в сговоре с заказчиком, дробление закупки для него все же несет риск. Заключается он в том, что исполнителю могут попросту не заплатить.

Ряд мелких одноплановых закупок привлечет внимание контролирующего органа, последует проверка, в результате которой действия заказчика могут быть признаны неправомерными.

Это придет к тому, что заключенные контракты могут быть признаны недействительными, и выплаты по ним произведены не будут.

Случаи из практики судов

Как наивысшая подтверждается судебной практикой. Есть определение Верховного суда от 7 ноября 2017 года № 308-ЭС17-15 799. В котором УЗИ признают ничтожными контракты, заражен заключенные с нарушениями закона 44-ФЗ.

Суть в следующем. Орган муниципальной власти заключил несколько контрактов с единственным поставщиком на выполнение проектных работ. Поскольку поставщик не получил оплату в срок, то вынужден был подать иск.

Суд первой инстанции обязал муниципалитет оплатить проделанную работу, однако заказчик с этим не согласился. Дело пошло в вышестоящие инстанции. В итоге судьи пришли к выводу, что заказчик неправомерно раздробил закупку, и контракты были признаны недействительными.

В итоге исполнитель работу проделал, но остался без оплаты.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью, в конце которого приведен пример из практики ФАС, когда закупку признали раздробленной.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/droblenie-zakupok-kogda-mozhno-a-kogda-zapreshheno/

Искуственное дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ответственность

Дробление закупок по 44 фз судебная практика. Дробление закупок: как разбить большой госзаказ на несколько маленьких. Что могут вменить в вину

Перед заказчиком часто встает выбор: провести одну крупную закупку или разделить ее на несколько небольших. С одной стороны прямого нарушения законодательства в том, чтобы раздробить закупку, нет.

Но на практике ФАС и судебные инстанции нередко усматривают в этом ограничение конкуренции.

Как представителям контрактных служб, так и поставщикам будет не лишним разобраться в принципах и особенностях дробления, способах выявления таких закупок и ответственности, которую за это можно понести.

Что такое искусственное дробление закупки

Искусственным дроблением закупки принято называть умышленное разбиение стоимости одного крупного заказа на несколько. Это справедливо как для 44-ФЗ, так и для 223-ФЗ.

Дробление признается преднамеренным, если заказчику заранее известна полная потребность организации в данной продукции или услугах на плановый период и при этом отсутствуют какие-либо препятствия для приобретения их в рамках одного контракта.

В тексте 44-ФЗ и 223-ФЗ нет термина «дробление закупки», а, следовательно, нет прямого запрета на проведение такой манипуляции. Заказчикам же такой вариант приобретения товаров и услуг кажется наиболее удобным. Нет необходимости реализовывать конкурентные процедуры, размещать информацию в ЕИС и так далее.

Можно заключить несколько контрактов с единственным поставщиком и полностью закрыть потребность предприятия. При этом нужно учитывать, что согласно действующему законодательству все закупки должны проводиться по принципу максимальной эффективности, экономности и результативности.

При искуственном разделении закупки эти требования соблюсти удается не всегда.

Для чего проводится дробление закупки

Реализация торговой процедуры не всегда является наиболее эффективным способом приобретения товаров или услуг, особенно с точки зрения контрактной службы. Она требует больших временных затрат и при этом у заказчика нет никаких гарантий, что в тендере примет участие хотя бы одна компания.

При этом существует возможность заключать контракты на сумму не более 100 000 рублей и без проведения торгов. Все случаи, когда допустима закупка у единственного поставщика, приведены в 44-ФЗ. При этом 223-ФЗ вообще не регламентирует такие ситуации. Это наталкивает заказчиков на мысль, что целесообразно разбить одну крупную закупку на несколько небольших и заключить отдельные контракты.

Разукрупняя заказы, заказчики преследуют следующие цели:

  1. Ускорить поставку товаров или оказание услуг. К примеру, такие ситуации нередко случаются перед новым годом, когда организации просто не успевают закупить праздничные подарки.
  2. Упростить процедуру проведения закупки. Иногда у заказчика нет желания или времени готовить полный пакет необходимых документов, размещать всю информацию в ЕИС и выжидать положенное время после торгов для заключения контракта. 
  3. Получить личную выгоду. Известно множество случаев, когда заказчики намеренно дробили заказы с целью получения «отката» от поставщика. Контрактный управляющий может намерено отказаться от проведения аукциона на сумму 500 000 рублей и заключить с конкретной фирмой 5 контрактов по 100 000 рублей каждый. При этом поставщик выплачивает заказчику вознаграждение.

Разукрупняя закупку, заказчик должен просчитать эффективность этой процедуры. В противном случае его действия могут быть признаны мошенническими.

Основные признаки искусственного дробления

Опознать разукрупнение заказа можно по следующим признакам:

  1. Заказчик заключает одновременно несколько договоров в один и тот же день.
  2. Несколько контрактов заключено с одним и тем же поставщиком.
  3. Договора предусматривают поставку одинакового товара либо выполнение идентичных работ для обеспечения одних и тех же хозяйственных целей. 

При обнаружении подобных признаков контролирующие органы могут инициировать проверку действий заказчика.

Практика ФАС

Антимонопольной службой было рассмотрено и признано незаконным немалое количество закупок с искуственным дроблением.

К примеру, один из заказчиков провёл закупку 12 отдельных модулей для автоматизированной информационной системы (АИС), а также 50 рабочих мест для сотрудников.

В результате было заключено 62 отдельных контракта. Поставщиком по всем договорам выступала одна и та же компания. 

ФАС инициировала подробную проверку действий заказчика, в ходе которой был сделан вывод о том, что изначально предметом закупки служила именно АИС, а не ее отдельные компоненты.

Исходя из стоимости системы, заказчик не имел оснований на то, чтобы разделять заупку на несколько договоров. Необходимо было выбрать один из конкурентных способов приобретения товаров.

В этой ситуации на заказчика было наложено взыскание за неправильный выбор способа определения поставщика.

Судебная практика

Окончательное решение о правомерности разукрупнения заказа может быть вынесено только в суде. Поэтому заказчикам, в отношении которых ФАС вынесло решение о наложении штрафа, рекомендуется обжаловать его в суде. 

В судебной практике также немало дел, когда после рассмотрения всех обстоятельств было признано решение о признании действий заказчика незаконными. Например, на одно из дел, рассматриваемых в Уральском Арбитражном суде, было подано три апелляции. Все они были отклонены. На заказчика было наложено взыскание за намеренное ограничение конкуренции. 

Дробление закупки в некоторых ситуациях может действительно принести существенную выгоду. Но перед тем как проводить подобные манипуляции, необходимо просчитать все возможные исходы событий. Велика вероятность того, что в ходе проверки все договора будут признании ничтожными и придется выплатить внушительный штраф.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/209-droblenie-zakupok

Дробление закупок: как разбить большой госзаказ на несколько маленьких

Дробление закупок по 44 фз судебная практика. Дробление закупок: как разбить большой госзаказ на несколько маленьких. Что могут вменить в вину

Провести единую крупную закупку или осуществить несколько мелких заказов по одному объекту, решает заказчик. Рассмотрим основные факторы, влияющие на выбор. Можно ли «разукрупнить» заказ, не нарушая при этом положения законодательства?

Искусственное дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ — это преднамеренная и умышленная разбивка стоимости отдельного заказа на несколько договоров при условии, что заказчику заранее известна потребность в такой продукции или работах на плановый период, и не существует препятствий технологического или экономического характера, не позволяющих провести одну процедуру для приобретения всего объема требуемых товаров, работ, услуг. Разберем процедуру дробления закупок по 44-ФЗ, ответственность за нарушения при выборе процедуры.

Какой способ определения поставщика выбрать

Важно понимать, что ни Закон 44, ни 223 не содержат понятия «дробление закупки». Заказчик может на свое усмотрение выбирать способ определения победителя: как конкурентный (аукционы, конкурсы, запросы котировок в электронной форме и т. д.), так и неконкурентный (договор с единственным поставщиком — ЕП).

Проведение торгов не всегда является более эффективным и результативным способом заказа, по сравнению с ЕП.

Налицо сокращение временных издержек (для электронного конкурса, аукциона публикация извещения 7-20 дней, мораторий на срок заключения контракта, к примеру, не раньше 10 дней от даты определения победителя), уверенность в наличии претендента (при проведении торгов может быть не подано ни одной заявки) и др.

Напомним, что случаи ЕП отражены в ст. 93 Закона о контрактной системе, и наиболее часто используемый способ — заключение контракта на сумму, не превышающую 100 000 руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93, для отдельных видов образовательных, культурных организаций по п. 5 ч. 1 ст. 93 — до 400 000 рублей). Согласно 223-ФЗ, случаи ЕП жестко не регламентированы и указываются в положении о закупке.

Таким образом, заказчик зачастую приходит к выводу о целесообразности разбить крупную закупку на мелкие и заключить отдельные договоры с поставщиком по одному объекту, что и означает под собой дробление.

Примеры

Причинами разукрупнения могут являться следующие факторы:

  1. Необходимость ускоренной поставки товара, выполнения работ. Как это нередко бывает, просто «горят сроки» и к определенной дате требуется конкретный результат. К примеру, поставка новогодних подарков для нужд образовательной организации на сумму 500 000 руб. Никак не позднее 31.12 ученики должны получить свой подарок, и заказчик, не организовавший заранее процедуру аукциона, может принять решение заключить два договора на сумму не более 400 000 руб. каждый в целях успешного проведения новогоднего праздника.
  2. Нежелание составлять полный пакет документов по конкурентной процедуре, ведь ЕП не требует публикации извещения и документации. К примеру, проведение ремонтных работ в медицинской организации на сумму 200 000 руб. Проще заключить два контракта на сумму не более 100 000 рублей, чем составлять и публиковать в Единой информационной системе документацию, содержащую проектно-сметные материалы.
  3. Наличие выгоды так называемых «откатов» за предоставление государственного или муниципального заказа конкретному претенденту. К примеру, поставка медицинской техники на сумму 500 000 руб. Заказчик не проводит аукцион, а отдает реализацию данного государственного контракта конкретному лицу путем заключения пяти договоров на сумму не более 100 000 рублей, при этом получая определенное вознаграждение от лица исполнителя.

Дробление закупок по 44-ФЗ: ответственность и не только

Дробление закупок по 44 фз судебная практика. Дробление закупок: как разбить большой госзаказ на несколько маленьких. Что могут вменить в вину

Что значит дробление закупки по 44-ФЗ и по 223-ФЗ? Можно ли дробить закупки? Как правильно дробить закупки и как обосновать дробление закупок? Есть ли ответственность за дробление закупок? Об этом всем и не только – в статье.

Искусственное дробление закупки

Первое и главное – понятия «дробление» закупочное законодательство не содержит. Осуществлять закупки до 100 (400) тыс. руб. в пределах годовых лимитов заказчик имеет полное право. Но административная и арбитражная практика все же довольно часто оперирует таким термином, как «дробление закупки».

Сразу нужно сказать, что далеко не всегда за сегментацией стоит «коварный умысел» заказчика.

Дробление будет признаваться таковым не только в тех случаях, когда заказчик ушел от конкурентной процедуры намеренно, разбив требуемый ему объем товаров, или работ, или услуг на несколько частей, чтобы закупить их у единственного поставщика (возможно, «своего»).

Дробление будет признано и в тех случаях, когда заказчик действовал из лучших побуждений, например, желая приобрести товар у лучшего контрагента, пусть и немного дороже. И даже если заказчик не знал, что дробит закупку, его действия все равно будут признаны разделением. А соответственно, и нарушением.

Исходя из этого, дробление – это нарушение процесса выбора способа определения поставщика. Цель – избежать публичной процедуры, приобрести товар (работу, услугу) там, где хочется.

Также нужно отметить, что не важен закон, по которому работает заказчик. Искусственное дробление закупок по 44-ФЗ и по 223-ФЗ принципиальных отличий не содержит. И в том, и в другом случае, намерение сторон уйти от процедуры торгов будет признано нарушением.

Признаки

Признаками, по которым идентифицируют раздробленную закупку, являются:

  • один и тот же предмет контракта у множества контрактов до 100 (400) тыс. руб.;
  • одни и те же объемы закупаемых товаров (работ, услуг) из раза в раз;
  • один и тот же контрагент по контрактам до 100 (400) тыс. руб.;
  • одна и та же периодичность осуществления закупок до 100 (400) тыс. руб. (например, ежемесячно);
  • по всем контрактам до 100 (400) тыс. руб. одни и те же условия контракта и спецификации;
  • завышенная цена по контрактам до 100 (400) тыс. руб. по сравнению со среднерыночной ценой;
  • явная несоразмерность объема поставляемых товаров, работ, услуг одного контракта до 100 (400) тыс. руб. и существующей потребности заказчика.

Признаки дробления закупки по 44-ФЗ могут быть и иные.

Важно

При наличии хотя бы одного из этих признаков заказчика уже могут заподозрить в дроблении. Если же признаков будет несколько, то, скорее всего, закупку признают разбитой на несколько мелких.

Справедливости ради, отметим, что зачастую заказчики становятся заложниками неоднозначных ситуаций. Ведь в процессе любой деятельности могут возникать ситуации, которые предвидеть возможности не было.

В то же время под понятие чрезвычайных ситуаций, когда заказчик вправе осуществлять закупку у ЕП по п. 9 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44, текущую ситуацию никак не подвести.

Редакция журнала «Госзаказ в вопросах и ответах» разработала план действий заказчика при форс-мажоре — как закупить у едпоставщика

Например, МУП осуществляет уборку города от снега. Для уборки закупает полипропиленовый ворс. Объем рассчитан, запасы на складе контролируются. Неожиданно объем падающего снега увеличивается в разы и длится это уже неделю. Техника по снегоуборке работает в усиленном режиме, отчего запасы ворса на складе заканчиваются гораздо быстрее, нежели прогнозировалось.

Контрактная служба срочно готовит аукцион, но на период, необходимый для проведения конкурентной процедуры, а также для поставки товара, запасов ворса на складе не хватит.

Как быть заказчику? С одной стороны, закупить ворс для техники можно тремя-четырьмя договорами до 100 тыс. руб. На месяца полтора интенсивной уборки города хватит. Не убирать город нельзя.

С другой стороны – это явное дробление.

Как выйти из сложившейся ситуации расскажем дальше.

↻ Вернуться к началу

Ответственность за дробление закупок по 44-ФЗ

На самом деле, ответственность за дробление закупок по 223-ФЗ мало чем отличается от ответственности по 44-ФЗ, ведь главное нарушение здесь – нарушение норм закона о защите конкуренции (ФЗ-135). Логика контрольных органов в данном случае фундаментальная.

Статья 93 ФЗ-44 начинается с того, что закупка у единственного контрагента может осуществляться в случаях, предусмотренных п. 1 – 55 ч. 1 указанной статьи. То есть такие закупки, в том числе закупки до 100 (400) тыс. руб.

, не обязанность заказчика, а право. А делая то, на что у него есть право, он должен учитывать требования действующего законодательства – ГК РФ, БК РФ и другие НПА, в т. ч. ФЗ-135. А в ФЗ-135 есть п. 2 ч. 1 ст.

17, который устанавливает запрет на ограничение заказчиком конкуренции.

Естественно, что если заказчик разбил большую закупку на несколько малых и заключил эти несколько контрактов с единственным поставщиком, то он ограничил конкуренцию, не позволив другим конкурентам поучаствовать в этой (этих) закупке (закупках).

Если признают заказчика, нарушившим антимонопольное законодательство, нарушение могут квалифицировать по ст. 14.32 КоАП РФ.

Также ФАС может признать за заказчиком неверно выбранный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Кроме того, если данное нарушение совершено по нормам ФЗ-44, контролеры могут усмотреть и нарушение по ст. 7.29 КоАП РФ.

Но не нужно думать, что наказывают за дробление только заказчика. Показательно определение ВС РФ от 05.07.2018 № 309-КГ18-8614 по делу № А34-4692/2017. Обстоятельства были следующими. ГКУ «Курганская областная универсальная научная библиотека им. А.К.

Югова» и ООО ««Компания «Промпроект» искусственно раздробили на восемь государственных контрактов сделку по капремонту помещений ГКУ, в соответствии с разработанной ООО единой проектно-сметной документацией.

Это привело к недопущению конкуренции при выборе подрядчика.

Нарушение обнаружила прокуратура и передала материалы в ФАС. Антимонопольная служба не только признала заказчика нарушившим антимонопольное законодательство, но и выдало предписание ООО о необходимости перечисления в федеральный бюджет дохода, полученного в результате указанного нарушения в размере 1 077 755 руб. 90 коп.

ООО обратилось в суд, но АС Курганской области, затем 18-й ААС и АС Уральского округа поддержали ФАС. ВС РФ так же встал на сторону ФАС. Таким образом, если контрольные органы признают дробление закупок по 44-ФЗ, ответственность могут нести обе стороны принятого антиконкурентного решения.

Дробные закупки по Закону № 223-ФЗ: в чем подвох и за что накажут заказчика

Неверно полагать, что закупки по 223-ФЗ контролируют вполовину меньше, чем госзаказ. Возьмем пример дробления закупок. По контрактной системе это запрещено, а закон 223-ФЗ этого не запрещает.

Но и заказчику по Закону № 223-ФЗ опасно заключать договоры с одним и тем же единственным поставщиком, делать это регулярно или одномоментно. Убедитесь в этом сами, посмотрите на 7 примеров из практики.

Ведь только в одном из них заказчику удалось отменить штраф от контролеров.

Смотреть примеры

↻ Вернуться к началу

Луч закона
Добавить комментарий