Государство закупает. Федеральная контрактная система сша. К чему приводят мошенничества

Система госзакупок не решила ставившихся перед ней задач, считают эксперты

Государство закупает. Федеральная контрактная система сша. К чему приводят мошенничества

Закон о госзакупках главное внимание уделяет процедурам

Максим Стулов / Ведомости

Государственная контрактная система появилась в 2014 г., заменив закон о госзаказе (94-ФЗ).

Прежний закон критиковали за формализм, за то, что контролируется процедура закупки, а не результат, при оценке эффективности учитывается в первую очередь снижение цены.

Новая система должна была по замыслу разработчиков позволить контролировать госзаказ от планирования до использования купленного товара или услуги, повысить конкуренцию и упростить доступ бизнеса к торгам.

Ясность и прозрачность не появились

Создать прозрачную систему закупок не удалось, признал год назад первый вице-премьер Игорь Шувалов. Нужно реформирование системы – ограничение видов закупок и числа электронных площадок, говорил он. Эти предложения были сформулированы, но законопроекты пока не прошли Госдуму.

Цели, стоявшие перед новым законом, не достигнуты, считает Ольга Анчишкина, эксперт ООН по публичным закупкам и бывший директор департамента Минэкономразвития (в 2011 г.).

Контрактная система создавалась на новаторских принципах: уход от освоения бюджетных денег к целенаправленному рачительному обеспечению потребностей общества и государства с количественно и качественно измеряемыми результатами закупок, говорит она.

Часть задач нашла отражение в законе: сквозной цикл закупок, планирование, нормирование, оценка результата.

Но создатели закона не смогли уйти от тотального недоверия и жесткого контроля, в итоге закон о контрактной системе в разы повысил нагрузку на персонал заказчика, рутинные закупки проходят по несоразмерно сложным процедурам, нормы так сложны, что их приходится трактовать на свой страх и риск и даже контролирующие органы толкуют их по-разному, объясняет Анчишкина. Ответственность за результат и эффективность закупки не закреплена, добавляет она.

У контролирующих органов нет единой позиции, решения по одинаковым случаям могут быть противоположные, согласен чиновник регионального госзаказчика. Минэкономразвития не вносит ясности, его письма содержат оговорку, что они не наделены полномочиями, при этом количество составов в КоАПе по закупкам увеличилось более чем в 2 раза, говорит заказчик из Москвы.

Закон часто меняется, жалуется региональный заказчик. О какой эффективности может идти речь, если заказчики только и делают, что ходят на курсы по применению закона, соглашается заказчик из Москвы.

Минусы и плюсы законов

«Само принятие закона о контрактной системе, по моему глубокому убеждению, было серьезным откатом назад», – говорит отвечавший в 2005–2012 гг. в ФАС за реформу госзаказа Михаил Евраев (сейчас замминистра связи).

Закон значительно понизил уровень конкуренции, увеличил расходование бюджетных средств и способствовал повышению коррупции, сократив использование электронных аукционов и сильно подняв на конкурсах значимость субъективных критериев, объясняет он.

Законодательство о контрактной системе – это большой шаг вперед в развитии системы закупок, не согласен директор департамента Минэкономразвития Максим Чемерисов.

Ушли в прошлое возмущавшие общественное мнение закупки роскоши за государственный счет, все закупки заблаговременно планируются, ликвидирован рынок подложных банковских гарантий, открыта работа контрольных органов, замечает он: это очевидные улучшения, которые нельзя отрицать.

Закон о госзаказе (94-ФЗ) создал портал zakupki.gov.

ru, благодаря которому появилась открытая информация и стал возможен общественный контроль, именно этот закон установил закрытый перечень требований к поставщикам и невозможность произвольно менять существенные условия контрактов, ввел процедуру электронных аукционов и критерии определения победителей на конкурсах, обязал требовать обеспечение заявки и контракта, ввел систему контроля в госзаказе и правила принятия решений, реестр недобросовестных поставщиков и отраслевые особенности при размещении госзаказа, перечисляет Евраев. По сравнению с этим пришедший на смену ему 44-й [закон] значимых улучшений не принес, а только осложнил жизнь заказчикам, которые теперь должны при несостоявшихся торгах проводить их заново, считает Евраев. Реестр банковских гарантий действительно появился позже, но они были разработаны и предполагались к внедрению еще в 94-м законе, отмечает Евраев. Сейчас происходит постепенный возврат к нормам 94-го закона: например, закупку строительства вернули на электронные аукционы – это значит, что норма работала, просто тогда, когда ее убирали, влияние лоббистов было огромным, замечает он.

Предыдущий закон был о прорыве, а закон о контрактной системе, с одной стороны, потакает заказчикам, предоставляя широкий выбор процедур, с другой – накладывает непосильные обременения: непомерные штрафы, всеобщее обязательное платное обучение, говорит гендиректор Агентства госзакупок Татарстана Яков Геллер. В предыдущем законе было меньше глупой отчетности, считает закупщик из Москвы.

Действующий закон слишком мягкий по отношению к госзаказчику, а права предпринимателей недостаточно защищены, полагает заместитель руководителя ФАС Рачик Петросян, курирующий госзаказ.

Много торгов проводится не в электронном, а в бумажном виде, что дает возможность манипулировать, заранее узнавать, например, предложения конкурентов, такие уловки в электронных аукционах исключены, объясняет он.

Критерии и ответственность

Неценовые критерии в конкурсах составляют 40%, а они могут быть субъективными или заточенными под конкретного поставщика, чтобы перебить его предложение, неаффилированному поставщику надо снижать цену более чем на 80%. На стадии исполнения контракта поставщик бесправен: заказчик может в любой момент в одностороннем порядке разорвать контракт и занести компанию в список недобросовестных поставщиков, замечает Петросян.

Отношения государства и участников рынка надо выравнивать, признает Чемерисов. Сделать это министерство предлагает, ужесточив наказание для государственной стороны, оно будет отстаивать выравнивание штрафов за нарушения условий контрактов заказчиками и поставщиками, рассказал Чемерисов.

Закон достиг поставленных целей, он более гибкий и удобный для поставщиков, поскольку позволяет учитывать отраслевую специфику, говорит общественный представитель АСИ в Москве Дмитрий Волков.

И хорошо, что вес ценовых критериев в новом законе снизился, по некоторым закупкам, например проектирования, его можно было бы вообще убрать, потому что цена проекта в цене всей стройки в целом незначительная, а влияние на результат огромное, объясняет Волков.

Закон действительно более гибкий, удобно, что он подключил к процессу закупок финансового регулятора, что казначейство следит за тем, как выделяются деньги на закупки, говорит региональный заказчик.

С введением нового закона закупщики стали более организованными, считает гендиректор электронной торговой площадки госзаказа «Сбербанк-АСТ» Николай Андреев.

Государство и бизнес внедряют электронные процедуры в повседневную деятельность в сфере государственных закупок. «Мы видим аукционы с реальной экономией бюджетных средств, – говорит он.

– Но, к сожалению, появляются новые мошеннические схемы, к которым приспосабливаются мошенники разных уровней».

Ключом к успешности закона всегда будет его правильное применение, замечает зампред правления ВТБ Михаил Осеевский, бывший в 2012 г. замминистра экономического развития. В законе о контрактной системе взят правильный курс на электронизацию, его нужно поддерживать, поскольку это обеспечивает прозрачность для общественного контроля и доступность для всех участников рынка, говорит он.

Контрактная система не достигла своих целей, полагает и первый проректор НИУ ВШЭ Александр Шамрин. Институты содержательного контроля не заработали, эффективность госзакупок не оценивается и даже общественный контроль не дает ожидаемой эффективности, говорит он. Отчасти это объясняется тем, что институты контрактной системы пока не развернуты полностью.

Источник: //www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/10/31/662993-sistema-goszakupok-ne-reshila

Федеральная контрактная система сша

Государство закупает. Федеральная контрактная система сша. К чему приводят мошенничества

Госзакупки традиционно ассоциируются с активным вмешательством государства в экономику, так знакомым нам по советской командной системе. Почему же сегодня Америка, страна свободного рынка, стала лидером госзакупок?

Хотя первый закон США по регулированию федеральных государственных закупок был принят в 1792 г., начало процессу активного формирования госзакупок в США было положено в XX веке.

В США используются разные экономические модели государственного контракта:

– контракты твердой цены;

– контракты возмещения затрат;

– результативные контракты (предусматривают, что цена государственного контракта фиксирована, однако подрядчик имеет возможность возместить некоторые затраты дополнительно к фиксированной цене)

– контракты комплексного поощрения (используется формула цены, учитывающая, как минимум, четыре параметра – затраты, норму прибыли, объемные и качественные характеристики поставляемого товара, сроки предоставления результата).

Федеральная контрактная система США включает в себя механизмы управления всем жизненным циклом заказа: планирование – размещение – исполнение.

– планирование и обоснование контракта;

– мониторинг исполнения и обеспечение исполнения положений государственного контракта;

– утверждение этапных результатов проекта и согласование выплат подрядчикам;

– изменение государственного контракта;

– закрытие государственного контракта.

Государство при проведении закупок отдает преимущество малому бизнесу, предприятиям, которые возглавляются женщинами, а также покупает более 90% продукции, производимой в исправительной системе.

Основные принципы, на основе которых строится управление системой государственных закупок в США:

– достижение справедливости (обеспечение условий для равноправного участия подрядчиков в конкуренции за государственные заказы);

– борьба с коррупцией при государственных закупках;

– экономия и эффективность (обеспечение требуемого качества с минимальными затратами).

Центральная информационная система федеральных закупок служит источником консолидированной информации о федеральных закупках (система располагает данными о федеральных закупках с 1979 года по настоящее время).

Данные, содержащиеся в Центральной информационной системе федеральных закупок, используются для формирования периодических и специальных отчётов Президенту, Конгрессу и Управлению Генерального контролёра.

Какие практически полезные элементы зарубежного опыта могли бы быть использованы в современной российской практике госзакупок?

1. Федеральная контрактная система США стала важным механизмом обеспечения государственных потребностей. Строгая регламентация процедур, межведомственное взаимодействие и подконтрольность позволяют противостоять коррупции.

2. Широко применяются методики планирования обеспечения государственных нужд.

3. Конкурсные торги осуществляются по единой методологии, используется библиотека типовых контрактов и банк данных стандартных спецификаций (полезных свойств) закупаемой продукции.

5. Действуют различные механизмы контроля исполнения контрактов, процедуры приемки и оценки результатов, анализа эффективности обеспечения государственных (публичных) нужд и системы управления публичными поставками продукции.

6. Специализированные информационные ресурсы управления контрактными системами решают задачу достижения публичной открытости и гласности всех контрактных процессов и их результатов.

7. Федеральная контрактная система США прошла через этап максимальной регламентации и ужесточения процедур, система постоянно изменяется: сейчас происходит упрощение законодательства по её регулированию, снимаются излишние ограничения.

//zakupki-tendery.ru/articles/item/146

1. Федеральная контрактная система США

Студентка 4 курса группы 4-13 нго

2. ФКС США создана в 1921 году и является одной из старейших государственных контрактных систем

более 500 млрд. долл. США.

Участниками ФКС выступают более 160 тыс.

Почти 12,5% трудоспособного населения США

(около 17 млн. чел.) заняты в сфере госзаказов.

отбор поставщиков и

полномочий и ответственности;

широкий набор способов

закупки и типов заключаемых

контрактов и стандартных

4. Правовое регулирование

Акт о военных закупках (1947 г.);

Акт о предупреждении несбалансированности;

Акт об оптимизации федеральных закупок (1994 г.);

Акт о реформировании федеральных закупок (1995 г.);

Акт о реформировании системы закупок (2003 г.).

Федеральные закупочные правила (The Federal

Acquisition6 Regulation, FAR)

Состоят из набора нормативных актов федеральных

исполнительных органов США, регулирующих процесс

5. Распределение полномочий в сфере закупок

политики (Office of

элементом ФКС США

Функции контрактных офицеров

государственн ого контракта.

6. Администрация общих служб (General Service Administration, GSA)

и обеспечение текущего функционирования

федеральных ведомств и состоит из двух

зданий (Public Buildings

Администрация общих услуг покупает продукцию крупными партиями через

торги, за счет этого общие затраты существенно сокращаются по сравнению с

теми, что понесло бы каждое ведомство, закупая товары и услуги самостоятельно

и в небольших количествах.

государственных закупок в США:

достижение справедливости (обеспечение

условий для равноправного участия

подрядчиков в конкуренции за государственные

борьба с коррупцией при государственных

экономия и эффективность (обеспечение

требуемого качества с минимальными

8. Открытость и доступность

поддерживать ведение компьютерной базы данных.

Ведомства должны направлять информацию в Центральную

информационную систему федеральных закупок.

Данные, содержащиеся в Центральной информационной

системе федеральных закупок, используются для

формирования периодических и специальных отчётов

Президенту, Конгрессу и Управлению Генерального

9. Достоинства и недостатки американской информационной системы

-высокая оперативность и

данных о положении в области

контрактов на закупки для

– позволяет получить сведения

по федеральным закупкам в

пользователя разрезах: по

контракторам и т.п.

ведомств, так и со стороны

звеньями системы и др.

10. Текущие тенденции развития ФКС США

направлениями которой являются:

Первое, сокращение использования контрактов с возмещением затрат

Второе, привлечение потенциальных исполнителей на основе

извещений о заинтересованности, к формированию технических

Третье, использование механизма конкурентных переговоров в целях

проведения предварительного проекта.

Четвертое, проведение закупок комплексных услуг в отличие от

//en.ppt-online.org/145046

«Федеральная контрактная система как механизм. Федеральная контрактная система как механизм государственного хозяйствования Е.В. Долматова Экономический факультет МГТУ, кафедра экономики . »

Долматова Е.В. Федеральная контрактная система как механизм…

Федеральная контрактная система как механизм

Экономический факультет МГТУ, кафедра экономики

Аннотация. В статье исследуется механизм федеральной контрактной системы США. Опыт

государственного хозяйствования США представляет значительный интерес для России, т.к.

федеральный государственный заказ, являющийся аналогом федеральной контрактной системы,

начинает широко использоваться в нашей стране. В статье уделено внимание появлению и развитию федеральной контрактной системы в Америке. Также отражены перспективы использования федерального государственного заказа в России.

1. Введение Государственное хозяйствование предполагает активное участие государства в экономике, в т.ч.

Вестник МГТУ, том 9, №4, 2006 г. стр.616-620

снабжение и поставщиками продовольствия и предметов первой необходимости. Контракт гарантировал поставки и их оплату и был своеобразным страховым обеспечением сделки.

Такие преобразования связаны с поиском оптимальной структуры управления, способной контролировать проведение торгов и их исполнение.

Долматова Е.В. Федеральная контрактная система как механизм…

выросли в 3,2 раза.

В 70-х гг. при помощи ФКС стали осуществляться такие мероприятия как контроль охраны окружающей среды и предупреждение ее загрязнения.

Дальнейшее развитие контрактной системы в стране привело к появлению региональных управлений по контрактам на территории 12 регионов США, таким образом, федеральный центр

Вестник МГТУ, том 9, №4, 2006 г. стр.616-620

Основными действующими лицами в области организации государственных закупок являются:

– Конгресс США (издает законы, управляющие процессом закупок);

– Главное контрольно-финансовое управление (следит за организацией работы ведомств по закупкам, а также рассматривает протесты по поводу выдачи контрактов);

Процесс управления государственными заказами в США представлен на рис. 1 (Федорович и др., 2002).

Средства бюджета перераспределяются по отраслям и служат источником их развития.

Долматова Е.В. Федеральная контрактная система как механизм…

Можно констатировать, что в настоящее время США, концентрируя в своих руках финансовые, человеческие, материальные и технические ресурсы бюджета, именно через ФКС осуществляют свои функции хозяйственного управления и регулирования национальной экономики.

Правительству США удалось успешно реализовать обеспечение государственных потребностей через федеральную контрактную систему. В качестве основных факторов, гарантирующих реализацию потребностей государства, можно выделить следующие:

– государственно-правовое регулирование рынка и его участников;

– высокая степень гласности и государственного контроля на всех этапах выполнения заказа казны: от объявления о торгах до поставки товара (работ, услуг) по контракту;

– гарантированная доходность федеральных контрактов для корпорации-подрядчика.

Именно эти факторы в России недостаточно развиты, что влияет на состояние контрактных взаимоотношений государства и бизнеса. Даже принятие Федерального Закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г.

Федеральная контрактная система и НТП в США. Экономика и управление в зарубежных странах (по материалам иностранной печати). М., ВИНИТИ, Информационный бюллетень, № 7, с.15, 2002.

Федорович В.А., Патрон А.П., Заварухин В.П. США: Федеральная контрактная система и экономика:

Механизм регулирования. М., Наука, 926 с., 2002.

//programma.x-pdf.ru/16mehanika/346853-1-federalnaya-kontraktnaya-sistema-kak-mehanizm-federalnaya-kontraktnaya-sistema-kak-mehanizm-gosudarstvennogo-hozyaystv.php

Комментариев пока нет!

Источник: //jurpravda.ru/vopros-juristu/federalnaja-kontraktnaja-sistema-ssha.html

Луч закона
Добавить комментарий