Как бороться с административным ресурсом. Что такое административный ресурс

Административный ресурс – это что такое и как его использовать в бизнесе и политике?

Как бороться с административным ресурсом. Что такое административный ресурс

В СМИ нередко говорят про использование административного ресурса в предвыборных кампаниях. Это всегда оценивается как нечто категорически отрицательное и незаконное. Но что же такое административный ресурс, каковы его признаки, история, приемы? Расскажем об этом явлении, его характеристиках, опыте применения и видах.

Понятие «административный ресурс»

Прежде чем определить это понятие, стоит понять его этимологию. Администратор – тот, кто управляет, в какой-то мере это синоним слова “менеджер”. Не напрасно в менеджменте есть такое понятие, как административный ресурс управляющего. И у этого словосочетания нет никакой отрицательной семантики.

Под ним понимаются возможности и средства менеджера для достижения целей и задач. Но сегодня все чаще понятие административного ресурса вспоминается при разговорах о политике и выборах, и там словосочетание приобретает негативный оттенок. Его упоминают в связи с различными злоупотреблениями властью во время выборов.

Но в самом общем виде административный ресурс – это некие управленческие возможности, позволяющие сделать что-либо, достичь каких-то целей, используя менеджерские рычаги. Его можно использовать в собственных или общественных целях, им можно злоупотребить, и тогда появляются этические и юридические последствия.

Именно в значении злоупотребления административным ресурсом и появляется негативный оттенок, который сегодня так популярен.

Особенностью современного понимания этого явления специалисты считают то, что оно применимо только к государственным служащим, которые используют имеющуюся власть для достижения корыстных целей в самом широком смысле.

История явления

Нужно отметить, что административный ресурс – это не российское изобретение, хотя термин появился именно в нашей стране. В 1995 году Дмитрий Ольшанский, руководивший Центром стратегического анализа и прогнозов, в своем выступлении впервые использовал это словосочетание для обозначения некого дополнительного преимущества, используемого партиями в ходе предвыборной борьбы.

Фраза сразу была подхвачена журналистами и сегодня является уже привычным устойчивым выражением. Административный ресурс появился вместе с бюрократической системой управления, руководители всегда стремились применить имеющуюся у них власть для достижения каких-то целей, чаще всего личных.

Так, все демократические страны прошли в своей истории этапы формирования системы выборов и попытки использовать как преимущество управленческие рычаги. Кроме того, в сфере бизнеса административный ресурс применялся издавна для получения дополнительной прибыли. Считается, что в нашей стране это явление органически выросло из советской командно-бюрократической системы управления.

За 70 лет люди страны привыкли к тому, что власть указывает им, кого выбирать, и это продолжает работать, несмотря на появление возможностей демократических выборов. Исследователи считают, что разгул злоупотреблений этими возможностями на выборах связан с тоталитаризмом или с подобными формами власти.

Развитые страны уже выработали механизмы контроля за выборами, поэтому там это явление встречается довольно редко. А в странах, где демократия пока молода и неустойчива, этих механизмов еще нет.

Признаки административного ресурса

Исследователи пока до конца не определись с характеристиками и особенностями этого явления. Это приводит иногда к терминологической путанице. В самом широком смысле распознать административный ресурс можно по следующим признакам:

– Его субъекты связаны с государственной властью любого уровня, они используют механизмы и аппарат государственного управления всех трех ветвей власти для достижения определенных целей.

– Субъекты ресурса изначально поддерживают идеологию и позицию власти, их деятельность обеспечивается низкой ротацией кадров в системе и долгосрочными контрактами.

Государственные служащие руководящего звена за долгий срок работы на одном месте обрастают целым рядом связей, которые и используются для достижения целей.

Они ощущают определенную безнаказанность и уверенность в том, что из аппарата они никогда не уйдут, могут лишь при плохом стечении обстоятельств сменить должность.

– Условием существования административного ресурса является иерархическая оргструктура организации, где руководитель имеет рычаги давления на подчиненных, он волен принимать за них решения. В таких системах у менеджеров часто нет личной ответственности, они лишь выполняют «волю» начальства.

– Директивные отношения между участниками системы. Приказы нельзя обсуждать и подвергать сомнению, их можно только выполнять. Поэтому наличие административного ресурса создает у руководителя некое ощущение вседозволенности, со временем происходит профессиональная деформация, и менеджеру кажется, что он может приказать подчиненному сделать что угодно.

Это лишь примерный перечень признаков изучаемого понятия. На практике у него складывается очень много форм и вариантов.

Виды административного ресурса

Так как использование возможностей руководителя встречается не только в сфере политики, но и в бизнесе, возникают проблемы создания единой всеобъемлющей классификации видов этого явления.

Поэтому на первом этапе стоит выделить два основных вида в соответствии со сферой реализации: бизнес или политика. Также административный ресурс можно классифицировать по географии охвата. В этом случае выделяют локальный, региональный и федеральный или национальный уровень.

Эти разновидности административного ресурса присущи обеим сферам: и политике, и предпринимательству. Также есть возможность строить классификацию по сфере реализации ресурса, т. е. по ветви власти, в которой он применяется.

Использование административного ресурса в предвыборных кампаниях можно разделить на следующие группы: стартовое, мягкое, жесткое и тотальное применение.

Стартовый вариант проявляется в том, что должностное лицо-кандидат имеет в глазах электората преимущество уже благодаря своей наделенности властными полномочиями. Мягкий вид проявляется в косвенном воздействии на избирателей и подчиненных с целью подталкивания их к нужному действию.

Соответственно, жесткий вариант – это давление или обещание вознаграждения за соответствующее действие. Тотальный вид характерен тоталитарным системам, в этом случае подчиненным просто не дается выбора вариантов действий.

Два последних варианта связаны с попранием моральных норм и законов демократического общества.

Исследователь А. Чуклинов выделяет силовой, институциональный, бюджетный и информационный виды административного ресурса.

Также есть опыт классификации злоупотреблений властью в зависимости от использования разных публичных ресурсов.

В этом случае говорят о регуляторном, институциональном, информационном, финансовом, законодательном и силовом вариантах. Все эти типологии не являются всеохватывающими и могут пересекаться друг с другом.

Субъекты административного ресурса

Исследователь Д. Парамонов представляет целый список потенциальных субъектов административного ресурса.

По его мнению, в России только формируется система управления выборами, и сегодня в процессе задействованы множество сил, каждая из которых имеет собственные возможности влияния на электорат и избирательные комиссии.

Как источник административного ресурса, по словам исследователя, выступают выпускники различных партийных школ, руководители аппарата советских времен, которые смогли сохранить связи и навыки управления, руководители некоторых отделов администраций разного уровня, сотрудники социологических и исследовательских центров, профессиональные пиар-специалисты и рекламисты, владеющие навыками манипуляции общественным мнением и сознанием. Точка зрения Д. Парамонова имеет право на существование, но все-таки она излишне усложнена. Основными субъектами административного ресурса являются люди, занимающие различные должности в государственной власти.

Факторы, создающие почву для использования административного ресурса

Российская традиция использовать власть в личных целях имеет древние корни. Некоторые находят ее истоки в опричнине Ивана Грозного, некоторые говорят, что причина всему – крепостное право. Так или иначе, административный ресурс в избирательном процессе применяется с опорой на глубокие социальные и психологические факторы, к ним относятся:

– Коррумпированность власти. Чиновники привыкли постоянно монетизировать свою должность. Поэтому у них не возникает моральных препятствий при необходимости оказать давление на электорат или комиссии.

– Элитный сговор. Существуют тесные личные взаимоотношения между чиновниками разных уровней, и они «по дружбе» готовы помочь друг другу в достижении определенных целей.

– Страх. Важнейший мотиватор поведения чиновников – это боязнь «расстроить» начальство, поэтому местные власти стремятся предугадать желание верхов и заранее выполнить их волю.

Административный ресурс в политике

Сегодня использование административного ресурса на выборах – самый видимый вид превышения своих полномочий должностными лицами. Это не означает, что в данной сфере больше происходит таких нарушений.

Просто они более резонансны и сконцентрированы во времени, кроме того, оппозиция и некоторые СМИ постоянно привлекают внимание к этим фактам.

Вариантов влияния на исход выборов множество, перечислим лишь некоторые из них:

– Влияние на процесс формирования избирательных комиссий. В их состав вводятся люди, заведомо ангажированные властью, которые помогут совершить нужные действия в ходе процедуры выборов и подсчетов .

– Влияние на ход выборов. Избирательные комиссии имеют возможности проводить манипуляции с численностью избирателей, например, подвозить на участки военнослужащих или заключенных.

Использование административного ресурса на выборах нередко связано с тиражированием бюллетеней с необходимым выбором, с махинациями с открепительными талонами.

Организация процедуры досрочных выборов – также большая возможность для фальсификации результатов выборов.

– Влияние на агитационную деятельность. В ходе предвыборной гонки чиновники могут давать особые возможности нужным кандидатам и сроить препятствия – неугодным. Это может быть, например, непропорциональное распределение рекламных площадок или даже отстранение от выборов неподходящих кандидатов.

– Влияние на финансирование предвыборных кампаний.

– Давление на избирателей. Оно может быть разнообразным, от подкупов до угроз.

Функции административного ресурса в выборах

Существует традиция оценивать роль административного ресурса в период избирательных кампаний исключительно отрицательно. И этому есть объяснение: чиновники влияют на исход выборов и делают бессмысленным народное волеизъявление.

Электорат, раз за разом сталкивающийся с тем, что его мнение ничего не меняет, перестает ходить на выборы, становится аполитичным. Это, собственно, тоже цель действующей власти. Если никто не придет на выборы, то не нужно будет ничего фальсифицировать.

Но выборы не могут состояться без избирателей, поэтому возникает система принудительной явки. Неудивительно, что депутаты Госдумы не раз поднимали вопрос о введении обязательного прихода на выборы для всех граждан под угрозой санкций. Но опыт западных стран показывает, что административный ресурс может быть благом для выборов.

Можно увидеть, что в некоторых европейских государствах на государственных чиновников возложены обязанности по наблюдению за прозрачностью выборов. И эта система, как ни удивительно, эффективно работает.

Как используют административный ресурс в бизнесе

Должность может быть большим источником дополнительных доходов. Гораздо чаще административный ресурс – это способ обогащения, чем влияния на политические события. Чиновники имеют множество возможностей заставить предпринимателя поделиться частью прибыли или даже расстаться с ней.

Это может быть прямая коррупция: за любое разрешение бизнесмены вынуждены давать взятки. Это и есть монетизация должности чиновником. Также бюрократы имеют возможность лоббировать какие-то решения на разных уровнях власти с целью получения оплаты за свое участие.

Многие чиновники помогают родственникам и знакомым бороться с конкурентами, включая свой должностной ресурс. Например, присылая к бизнесмену различные проверки, мешая развиваться и т. п.

Но есть и административные ресурсы проекта, которые не имеют ничего общего с коррупцией. Любой бизнес должен управляться, и чаще всего в нем работает принцип единоначалия, т. е. топ-менеджер имеет право приказывать подчиненным совершать какие-то профессиональные шаги во имя достижения стратегических целей компании.

Если в этом случае используются законные и этичные методы воздействия на сотрудника, то ничего обидного или неприятного для подчиненных в таких действиях руководителя нет. В такой ситуации административный ресурс – это метод управления проектом или организацией.

Это обязанность менеджера управлять подчиненными, принимая на себя ответственность за решения и их последствия.

Практика применения административного ресурса в предвыборных кампаниях

Сегодня все россияне могут узнать о том, как используются возможности чиновников в выборах. Некоммерческая организация «Трансперенси Интернэшнл» постоянно занимается наблюдением за ходом выборов и разоблачает различные незаконные схемы. Среди них можно назвать такие технологии, как:

– Принуждение к участию в выборах сотрудников бюджетных организаций. Врачей, учителей, служащих комитетов и отделов администраций обязывают прийти на выборы и проать за указанного кандидата.

– Проведение предвыборной агитации в подведомственных учреждениях, например, вузах, больницах, воинских частях, собраниях пенсионеров.

– Использование материально-технических возможностей для мотивирования электората. Например, может быть бесплатный проезд муниципальным транспортом к месту ания, вручение подарков от администрации в честь выборов, публикация агитационных материалов за счет администраций.

Существует и множество других методов влияния на исход выборов. А вот вопрос о том, как выиграть выборы без административного ресурса, не имеет такого легкого и очевидного ответа.

Существует большое количество предложений от разных сил в стране о том, как ликвидировать административный ресурс, злоупотребление которым только растет от выборов к выборам. Важнейшим условием здесь является рост гражданской ответственности электората.

Когда люди начнут в большинстве своем ходить на выборы и отстаивать право на свое мнение, тогда власти будут более осторожно применять свои ресурсы.

Источник: https://FB.ru/article/273892/administrativnyiy-resurs---eto-chto-takoe-i-kak-ego-ispolzovat-v-biznese-i-politike

Что дает «административный ресурс»? – ПОЛИТ.РУ

Как бороться с административным ресурсом. Что такое административный ресурс

Когда партия проигрывает на выборах, она, как правило, рассказывает о фальсификациях и применении к ней «административного ресурса». Мало кто понимает, что это такое, но все верят.

Что же это такое?

Традиционное определение – это ресурс административных мер, используемых исполнительной и судебной властью в своей повседневной практике чтобы корректировать расстановку сил на электоральном поле. Иными словами – повысить результаты одних и занизить результаты других.

Сама партия в лице ее функционеров никакого «административного ресурса» применить не в состоянии, поскольку правом на использование административных методов в принципе не обладает.

Поэтому все разговоры о том, что «Единая Россия» (Партия любителей пива, Союз сталеваров России) использует административный ресурс, просто не состоятельны.

Комплекс административных мер может использоваться в интересах той или иной партии или кандидата, но сами они (если, конечно, избирается не действующий глава исполнительной власти) не обладают прямой возможностью влиять на бюрократический аппарат.

Что это за комплекс мер?

Никакого устойчивого набора мер, которые применялись бы на всех выборных кампаниях, не существует.

Обычно в число подобных мер включают:

  • Снятие партии или кандидата с выборов
  • Фальсификацию итогов ания
  • Административное давление, направленное на повышение (или понижение) явки

Эти методы действительно используются, но далеко не всегда. Кроме того, на результат кампании они влияют лишь отчасти. Так, снятие партии или кандидата с выборов зачастую бывает связано с реальными нарушениями, и не всегда оказывается эффективным.

Зачем тогда вообще снимать?

Методы административного давления применяются далеко не всегда именно для того, чтобы партия проиграла выборы. Часто контекст давления выходит далеко за пределы выборной ситуации.

Как осуществляется фальсификация итогов ания?

Фальсификация итогов ания представляется критикам административного ресурса наиболее страшным явлением. При ближайшем рассмотрении «фальсификация» технологически раскладывается на несколько слабо связанных между собой операций.

Во-первых, это технология «досрочного ания». Если на участке есть значительная часть труднодоступных районов, ограниченных в передвижении людей (инвалидов), на время выборов много граждан уезжает из этих мест, значит, есть возможность провести досрочное ание.

Бюллетени, которыми пользуются в таких случаях, зачастую отличаются от «стандарта» – в них могут быть уже проставлены галочки в нужных местах и т.п. Проконтролировать эти исправления сложнее. По некоторым оценкам, досрочное ание может дать заинтересованным лицам максимум 3-5 процентов за продвигаемую партию.

В последние годы технология «досрочного ания» используется меньше, а для массовой корректировки результатов она вообще не годится. Поэтому и отмена досрочного ания сильно на выборную ситуацию не повлияет.

Во-вторых, существует прямой вброс бюллетеней. До сих пор ходят страшные слухи о том, как на выборах президента 1996 года поезда, везущие бюллетени останавливались, из них извлекались мешки и забрасывались другие. По разным оценкам, такая технология может дать 5-10 процентов, в пределе – до 20 процентов.

Третий вариант – не важно, как али, важно – как считали. Правильно организованный подсчет (как на избирательных участках, так и на более поздних стадиях обработки результатов) – одна из наиболее эффективных технологий правки электорального расклада.

Есть известный анекдот про выборы 1996-го. Две новости от главы ЦИКа для Ельцина – плохая и хорошая. Плохая – Зюганов набрал 75 процентов . Хорошая – Ельцин набрал 80. Это, конечно, шутка. Но вопрос того, как посчитать бюллетени, важен. Они могут попросту перекладываться из стопки с именем одного кандидата в стопку с именем другого.

Рассказывают, что во время выборов 2003 года были сбои в работе ГАС «Выборы». После «ручной настройки» председателем территориальной избирательной комиссии (25 этим – в плюс, от этих – 13 в минус) система магическим образом заработала. Технология «правильного подсчета» может дать при плохом контроле со стороны конкурентов – 10-15 процентов поправки.

Однако осуществить все это на «пределе» возможностей почти невозможно, да и конкуренты не дремлют.

Зачем нужно повышать явку?

Борьба за повышение или понижение явки – технология, которая просчитывается социологами. При определенных условиях кандидату может быть выгодна минимальная явка, при других – максимальная.

При условии высокой известности кандидата и небольшом антирейтинге, например, выгодна – как правило –  высокая явка.

Однако при наличии пассивного, но многочисленного протестного электората (скажем, в депрессивных регионах) высокая явка партии или кандидату, располагающим админресурсом, – противопоказана.

Здесь может быть множество заинтересованных лиц. Так, на региональных выборах не раз повторялась схема, когда глава избиркома заинтересован в повторных выборах и делает все возможное, чтобы явка избирателей была ниже установленного порога.

Новые выборы – новый бюджет для председателя областного или краевого ИКа. Если стоит вопрос о повышении явки, то в ход идет принудительное ание – работники школ, администраций, больниц в обязательном порядке приглашаются на ание. Организуется массовое ание воинских частей.

Чаще всего такая тактика используется на кампаниях федерального уровня. При условии, что численность вооруженных сил превышает миллион, муниципальных служащих и заключенных, не пораженных в правах, – сравнимо с этим, это дает до 5 процентов гарантированно приходящих на участки избирателей.

Есть еще остальные бюджетники, пациенты больниц, психиатрические лечебницы.

Большая часть этих людей никогда бы не приняли участие в ании, но поскольку их привели на участок – они проголосуют за известные им бренды и имена.

Все ли голосуют за «Единую Россию»?

Вовсе нет. Наоборот даже – наибольший эффект от повышения явки административными методами в процентном выражении получают маргинальные (по стилю) партии и кандидаты. Именно этим объясняется успех ЛДПР на федеральных выборах и относительно блеклое выступление на последних региональных выборах.

Повышение явки за счет заключенных и военнослужащих (в целом – маргиналов, несерьезно относящихся к выборам и представляющих целевую аудиторию ВВЖ) дает приличный результат ЛДПР на федеральных выборах.

И если кандидат А известен и громко заявляет, что «всех посадит» и у него собраны уже «чемоданы с компроматом», он имеет неплохие шансы получить большой процент именно при применении административного ресурса.

Но на региональных применить его можно далеко не всегда – и тюрьмы, и военные части контролируются из Москвы и губернатор зачастую не в состоянии организовать там ание на «нужном уровне».

И сколько процентов можно получить при применении административного ресурса?

Да сколько угодно. От отрицательного результата до 30-40 процентов. Но дело в том, что при прочих равных голосует все-таки избиратель.

И здесь крайне важна его позиция, общий контекст политической и экономической жизни, а не полумифический административный ресурс.

Это не отменяет того обстоятельства, что на ряде выборных кампаний deus ex machina появляется кандидат, которого никто не знал и – выигрывает выборы. Но есть и другие примеры.

Относительно небольшой город Мегион в Ханты-Мансийском округе почти два года избирал мэра. Несмотря на противодействие властей округа и действующей администрации, был избран анти-властный кандидат. И никакой денежный и административный ресурс кандидатам от власти (их всего было двое).

Админресурс использовался на всех федеральных выборах – в пользу НДР – в 1995 году, «Единства» и «Отечества-Всей России» (правда, в жесткой конкурентной борьбе между ними) в 1999, «Единой России» в 2003, в пользу действующего главы исполнительной власти на всех президентских выборах. Однако результаты были существенно разными.

Результат тех, на кого работает бюрократическая система, растет или падает в зависимости от реальной поддержки «власти». В этом смысле основной «административный ресурс» на сегодня – это рейтинг президента Путина. Хотя он никаким образом к административному ресурсу не относится. И не стоит подменять понятия.

Но рейтинг президента и «политическая стабильность», как факторы, влияющие на выборную ситуацию, – уже совсем другая история.

Константин Преображенский и Стивен Маклай

А также

Источник: https://polit.ru/article/2006/12/03/vdch/

Административный ресурс: возникновение и определение

Как бороться с административным ресурсом. Что такое административный ресурс

Сущность власти и ее социальную природу невозможно раскрыть без рассмотрения вопроса об имеющихся в ее распоряжении ресурсах. Что в целом означает данное понятие? Ресурсы – это практически все, что используется ради достижения поставленной цели. Они позволяют удовлетворить не только собственные потребности, но и потребности субъектов, находящихся во внешней среде.

Административный ресурс – это не что иное, как влияние, которое оказывается на различные сферы деятельности политиками, чиновниками, государственными органами и должностными лицами

Определение понятия

Что такое административный ресурс? Как правило, при столкновении с данным словосочетанием на ум приходит явно негативное представление об этом явлении. Причем чаще всего его связывают с выборами.

Конечно, различного рода размышления и споры, которые рассматривают тему влияния административного ресурса на политическую жизнь страны, ведутся в большинстве случаев с намечающимися или прошедшими выборами. Однако эта сторона явления далеко не полностью раскрывает его сущность.

Само словосочетание «административный ресурс» не несет в себе никакого отрицательного смысла. Кроме того, оно не обязательно связано с компанией политических выборов.

Слово «администрировать» – это глагол, значение которого – «руководить» и «управлять». Например, всем нам хорошо известны административные общие ресурсы, которые применяются в процессе настройки компьютерных систем. Что означает второй термин из данного словосочетания (ресурсы)? Рассмотрим далее.

Ресурсы, помимо «источников, средств и возможностей», можно понимать и по-другому. Это слово обозначает не что иное как «средство, которое можно использовать в случае необходимости» или «единственный выход». Другими словами, это то, что может быть применено для достижения того или иного результата.

Исходя из всего вышесказанного, под понятием «административный ресурс» можно понимать «управленческий ресурс». То есть средство, которое призвано решить управленческие задачи ради достижения поставленной руководством цели.

Исходя из этого, становится очевидным, что административный ресурс изначально использует в системе управления. И только потом это понятие находит свое применение в иных сферах человеческой жизнедеятельности.

Административный ресурс предприятия

Нередко данное средство используется в бизнесе. При этом в качестве источника, из которого возникает административный ресурс на предприятии, служит сама компания. Для менеджера высшего звена он выражается в лице вышестоящего руководителя.

Порой им является собственник фирмы. В любом случае именно эти люди принимают менеджера первого или второго уровня на работу и поручают ему выполнение определенной управленческой работы.

В этот момент и происходит вручение полномочий, которые называют административными ресурсами организации. Эту ситуацию можно описать несколько иначе.

Некое лицо производит заказ на выполнение управленческой деятельности.

Иерархизация

Административный ресурс представляет собой право руководить и в то же время возлагает на менеджера ответственность за получение необходимого результата.

Управленческая работа осуществляется наемным лицом. Такое переданное ему право является следующим:

  1. Ресурсом менеджера, так как представляет собой средство для управления.
  2. Личным ресурсом работника, так как дается ему на время исполнения должностных обязанностей.

Административный ресурс управления обладает иерархической природой. Чем это подтверждается? Дело в том, что получение данного ресурса происходит именно в тот момент, когда руководитель поднимается на высшую ступень структуры менеджеров компании.

Данная процедура может быть названа иерархизацией. Этот термин применяют к такой ситуации, когда выполняется ряд условий, которые фактически приводят менеджера к получению им административных ресурсов.

При этом от наемного работника требуется лишь согласие возложить на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Право управления является важнейшим ресурсом менеджера. Его уникальность состоит в том, что в этом случае легитимизируется деятельность наемного работника. Другими словами, она становится законной. И это стоит иметь в виду.

Легитимное право управления возможно только в случае его законного получения. Однако на практике встречаются также нелегитимные источники данного ресурса. В таких случаях право на управление дается в результате обмана или насилия.

Пределы административного ресурса

Что предоставляет менеджеру право на управление? Использование административного ресурса позволяет наемному работнику руководить подчиненными. Кроме того, у него появляется право на управление всеми средствами компании. Другими словами, он получает в свои руки административно-хозяйственный ресурс.

Тот объем полномочий, который предоставлен менеджеру высшего звена, обладает количественной характеристикой.

Конечно, если рассматривать конкретную иерархию, здесь каждому из руководителей промежуточного звена приписывается определенный объем прав. таких обязанностей определяется в каждом случае по-разному.

При этом решение принимается, исходя из производственной необходимости, и на первых порах не имеет никакой связи с личностью наемного работника.

Порой тот объем прав, который получает реальный руководитель, и объем прав, соответствующий его должности, могут не совпадать. Причем такие разбежки существуют в подавляющем большинстве случаев.

Ответственность, возложенная на менеджера, вовсе не является его личным ресурсом.

Ведь все средства, которые использованы в результате работы предприятия, а также выпущенные готовые изделия – это не что иное, как продукт собственников компании.

Таким образом, административный ресурс в бизнесе подразумевает лишь право на управление. Однако и это немало, ведь право на управление позволяет получить доступ ко множеству других ресурсов.

В целом подъем по иерархической лестнице позволяет человеку, используя свои административные возможности, сделать что-либо реальное, применяя данные ему в руки рычаги. Однако в этом случае нередко проявляется злоупотребление своим служебным положением, которое используется в личных корыстных целях.

Методы административного ресурса

Порой между предприятиями проходит жесткая конкурентная борьба. Для того чтобы уничтожить своего соперника, бизнесмены прибегают к использованию административных структур. При этом ими применяются следующие методы:

  1. Крючка и наживки. Данный метод довольно прост. Для предприятия создают информационную ловушку. Выбранная компания попадает туда и сама на себя создает компромат. Суть данного метода заключается в разработке отдельной кампании. Цель таких действий состоит в завлечении конкурента в ситуацию, когда он создает компромат сам на себя. При этом все сказанные «нежелательным» кандидатом слова приобретают двоякий смысл. Компрометирующая информация имеет место и в том случае, если менеджер сказал правду. Вопрос ставится так, что человек что-либо недоскажет, и это также явится компроматом.
  2. Общественное возмущение. На многих предприятиях имеется масса моментов, которые способны вызвать недовольство людей. Это может быть роскошный офис или слишком дорогой автомобиль, на котором ездит руководитель, вредные выбросы в окружающую среду, небольшая зарплата персонала, притеснение чьих-либо прав и т. д. Целью данного метода является нахождение объекта, способного возмутить общественность после обнародования фактов.
  3. Виртуальный компромат. Данный метод основывается на использовании не реального факта, а на якобы имевшем место желании или мысли кого-либо. Данный способ устранения конкурентов является беспроигрышным. Ведь любой материальный факт может быть либо подтвержден, либо опровергнут. А вот получить доказательства того, что человек не думал тем или иным образом, просто нереально.

Ресурс власти

Администрирование связано не только с бизнесом. Это понятие подразумевает различные методы административного ресурса, которые применяются в государственном управлении и на всех стадиях проведения избирательной кампании.

На сегодняшний день при проведении выборов пресса дает информацию о том, какие партии заручились поддержкой Администрации Президента, а каким ее для успеха явно не хватило. И здесь могут быть выделены следующие виды административного ресурса по уровню власти:

  1. Местного значения (здесь принимаются во внимание небольшие населенные пункты, например, села).
  2. Муниципального значения, при которых обеспечиваются встречи кандидатов с коллективами местных предприятий, даются рекомендации журналистам о предоставлении положительной информации о «нужном» человеке, выделяются места для рекламных щитов и дестабилизируется работа конкурентов.
  3. Регионального значения. Данный ресурс позволяет привлечь общественное мнение врачей, заслуженных учителей и проч., представить необходимую информацию о кандидате на всех семинарах, совещаниях и акциях, выделять время для выступления в бюджетных организациях и дестабилизировать штаб соперника.
  4. Федерального значения. Подобный ресурс позволяет привлечь лидеров партий и общественных организаций для их выступления в СМИ, обеспечить лояльность Центральной избирательной комиссии и осуществлять постоянный контроль над низовыми комиссиями в интересах «нужного» кандидата.

Классификация ресурсов власти по их законности

Все средства, которые применяются в рамках административного ресурса, делят на следующие:

  1. Легитимные. Они представляют собой использование государственными органами и должностными лицами легальных полномочий, данных им властью. Целью такой деятельности является получение дополнительных гарантий и возможностей при решении задачи реализации собственных политических интересов. К легитимному административному ресурсу относится также и кадровый резерв управленческих сотрудников. Это такой запас людей, которые способны к руководству, постоянно повышают свой уровень знаний, и не только в области, необходимой для государственного управления.
  2. Нелегитимный. Под данным административным ресурсом понимают совокупность разнообразных технологий (как правило, нелегальных), которые позволяют при минимальных денежных вложениях добиться максимального влияния на людей, что обеспечит их «добровольное» подчинение. Подобный ресурс применяется в тех случаях, когда позиция действующей власти в преддверии предстоящих выборов оказывается недостаточно крепкой. Нелегитимный тип администрирования можно видеть и в тех случаях, когда у кандидата существует серьезный соперник и реальный конкурент.

Используемые средства

По каким еще критериям классифицируется административный ресурс власти? Его подразделяют на виды в зависимости от используемых средств. Так, выделяют:

  1. Институциональный ресурс. Этот вид администрирования связан с использованием разнообразного потенциала государственных институтов и организаций.
  2. Бюджетный ресурс. Это не что иное, как административный ресурс на выборах, который напрямую связан с использованием государственного финансирования.
  3. Медийный ресурс. В ходе его применения используются государственные СМИ, которые выдают своему зрителю и читателю информацию, служащую интересам того или иного кандидата или партии. Именно этот ресурс, по данным проведенных исследований, является преобладающим при проведении избирательной кампании.

Нередко использование административного ресурса представляет собой комбинацию из институционального и медийного видов.

Реалии нашей страны

По данным проведенного исследования, административно-правовой ресурс в России на 2/3 ее территории применяется совершенно законно. Здесь выборы проходят конкурентно, и кандидаты имеют лишь небольшой разрыв по количеству .

Однако если взять такие регионы, как Татарстан и Северный Кавказ, Калмыкию, Башкортостан и др., то здесь за одного претендента на пост голосует абсолютное большинство населения. Этот единственный кандидат, разумеется, угоден местным властям и элитам. Подобные территории страны называют «электорально управляемыми».

Это регионы, где члены избирательной комиссии находятся в сильной зависимости от местной администрации в решении денежного и жилищного вопроса. Кроме того, нередко СМИ, дающие информацию о кандидатах, принадлежат не государству, а коммерческим структурам, которые тесно связаны с политикой и государственной бюрократией.

Что такое праймериз?

В политической сфере нередко проводятся предварительные выборы внутрипартийного характера. Это и есть праймериз (ударение в этом слове падает на «а»). Проводятся такие выборы для выдвижения наиболее популярных и сильных кандидатов.

В тех странах, где существует устоявшаяся демократическая система, праймериз представляет собой самое яркое и важное событие предвыборной гонки. Это можно наблюдать, например, в США. Однако там помимо праймериза практикуются еще и кокусы, представляющие собой дискуссионные собрания членов одной партии.

Праймериз в нашей стране

Разумеется, ни для кого не секрет, что демократия в России является пока еще неизведанной территорией. Некоторые институты и инструменты, способствующие свободе слова, вводятся постепенно, и до конца пока еще непонятны не только рядовым избирателям, но и опытным политикам. Оказывает ли влияние в нашей стране на праймериз административный ресурс?

Основная задача первичных выборов состоит в поиске новых людей, способных работать в качестве экспертов с законами и напрямую общающихся с населением. После этого им предстоит дальнейший путь, уже в большую политику. Об этом говорил и В. В. Путин в беседе с участниками праймериза.

При этом глава государства озвучил свою просьбу партии «Единая Россия». Он попросил ее членов показать остальным кандидатам пример честной предвыборной борьбы. И это не пустые слова. Ведь, по мнению многих экспертов, новому демократическому институту во многом мешает административный ресурс.

Как рассчитывать на то, что в политику придут новые люди, если все места заняты «нужными» представителями власти?

Однако, по сообщениям из регионов, все же оказывает свое влияние на праймериз административный ресурс. И особенно тревожной является эта ситуация в Московской области. Все это противоречит самому принципу праймериза. Ведь идея о проведении первичных выборов и состоит в том, чтобы избиратели смогли отметить самого яркого политика.

Источник: https://autogear.ru/article/327/413/administrativnyiy-resurs-vozniknovenie-i-opredelenie/

Луч закона
Добавить комментарий