Оформление договоров на поставку водоснабжения. Как заключить прямые договора с водоканалом, теплосетями напрямую, минуя ук

Три причины НЕ заключать прямые договоры ЖКХ

Оформление договоров на поставку водоснабжения. Как заключить прямые договора с водоканалом, теплосетями напрямую, минуя ук

Последнее время в кругах, близких к ЖКХ только и разговоров, что о переходе на прямые договоры с РСО. Управляющие организации готовят общие собрания собственников жилья и настоятельно рекомендуют перейти на прямые договоры между собственниками и РСО. Однако мы приведем три причины, почему не стоит переходить немедленно на такие договоры.

Суть проблемы

Коротко напомним суть изменений. С апреля 2018 года появилась статья 157.2 Жилищного кодекса РФ. Эта норма разрешает собственникам квартир перейти на прямые договоры с РСО.

Сейчас коммунальные услуги оказывают собственникам управляющие организации, которые в свой черед заключают договоры на поставку коммунальных ресурсов с РСО. Теперь можно напрямую заключить договор на оказание коммунальных услуг между собственниками и РСО.

Подробнее об этом читайте в статье Кому надо переходить на прямые договоры в ЖКХ.

Почему же собственникам жилья не стоит соглашаться на заключение договоров?

Первая причина: это невыгодно

Когда Госдума вносила изменения в ЖК, разрешая прямые договоры, то обосновывали это заботой об интересах РСО. Утверждалось, что управляющие организации, получая от собственников деньги за коммунальные услуги, не перечисляют их в РСО. Отсюда большая задолженность за коммуналку, что мешает работать РСО.

Но на самом деле все не так. РСО и раньше имели возможность отказаться от договора с управляющей организацией и перейти на прямые договоры с собственниками (см. Прямые договоры с РСО. Зачем это надо?). Однако РСО не использовали эту возможность, а значит им это было не выгодно.

Ладно, пускай это не выгодно РСО. А как же собственникам? Тоже невыгодно. Сейчас за все коммунальные услуги перед собственниками отвечает управляющая организация. Какой бы не возник вопрос по коммунальным услугам (водоснабжение, отопление, электричество), собственники обращаются к одной и хорошо известной организации – к управляющей.

С прямыми договорами придется бегать к каждой организации отдельно

Если перейти на прямые договоры с РСО, то по каждой отдельной коммунальной услуге собственникам квартир придется иметь дело с самостоятельной РСО.

Ржавая вода в кране? Надо обращаться в водоканала (сейчас – к управляющей). Слабо греют батареи? Надо бежать в местную ТЭЦ (сейчас – к управляющей).

Вот почему собственникам квартир переходить на прямые договоры невыгодно.

Вторая причина: не ясно, кто отвечает за качество услуг

Мы уже писали об этом: сейчас неясно, кто должен отвечать за качество коммунальных услуг (см. Кто отвечает за качество коммунальных услуг по новым правилам?).

Раньше суды соглашались с такой позицией: раз в законе сказано, что за коммунальные услуги отвечает управляющая организация, то даже если нарушение качества возникло из-за действий (бездействия) РСО, то перед собственниками все равно отвечает именно управляющая организация (насколько это необоснованная позиция с позиции закона см. Что делать, если из крана течет ржавая вода).

Однако сейчас специального правила об ответственности РСО не установлено. Так кто будет отвечать за качество услуг? Не ясно. А раз не ясно, зачем собственникам жилья принимать на себя дополнительные риски.

Третья причина: нельзя применять Правила коммунальных услуг

Правила коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства от 06.05.2011 №354. Именно этим документом предусмотрены, например, перерасчет за коммунальные услуги при отсутствии потребителя в помещении, уменьшение платы при некачественных услугах, порядок проведения проверки приборов учета и т.д.

Формально данное Постановление не применяется к прямому договору между собственниками жилья и РСО. Правила можно применять только к договорам водоснабжения, электроснабжения и т.п.

, но не к договору на оказание коммунальных услуг с РСО. Да, это «буквоедство». Но что мешает РСО стать такими придирчивыми и, скажем, отказать в перерасчете на том основании, что Постановление не применяется.

Ничего не мешает, а значит это дополнительный риск для собственников жилья.

Итак, общий вывод: пока не будут внесены изменения в подзаконные нормативные акты, не появятся разъяснения Минстроя собственникам жилья не надо переходить на прямые договоры с РСО.

И не забывайте подписываться на мой блог в Дзене – тут всегда самые свежие и интересные посты о ЖКХ!

Источник: //zen.yandex.ru/media/id/5a32286377d0e6afcba2ae7e/5add75acdb0cd9dcbee54501

Переход на прямые договоры

Оформление договоров на поставку водоснабжения. Как заключить прямые договора с водоканалом, теплосетями напрямую, минуя ук

Федеральным Законом РФ от 03.04.2018 №59-ФЗ в Жилищный кодекс РФ внесены изменения, позволяющие ресурсоснабжающим организациям и собственникам жилых помещений в многоквартирных домах (МКД) заключать прямые договоры с целью исключения посредников в оплате потреблённых жителями МКД коммунальных ресурсов.

МУП «Водоканал при переходе на прямые договоры становится «исполнителем» коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения в многоквартирных домах, в отношении которых осуществляется переход.

При этом ответственность за эксплуатацию внутридомовых систем водоснабжения и водоотведения и, следовательно, качество услуг от ввода в дом до жилых помещений остаётся за управляющей организацией.

При заключении прямых договоров МУП «Водоканал» будет самостоятельно осуществлять ввод квартирных приборов учёта воды в эксплуатацию, приём их показаний, расчёт размера платы, формирование и доставку платёжных документов за потреблённые коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, а также приём платежей. Выполнение отдельных из перечисленных функций МУП «Водоканал» может поручать третьим лицам, в том числе, управляющей компании.

Учитывая их публичный статус, договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг согласно части 7 ст.157.2 ЖК РФ считаются заключёнными одновременно со всеми владельцами и пользователями жилых помещений в многоквартирных домах.

Заключения договоров в письменном виде при этом не требуется. Форма договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (для жилых помещений в МКД) размещёна на сайте vodokanalpodolsk.ru («АБОНЕНТАМ» – «ЖИТЕЛЯМ МКД» – «ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ»).

Предлагаемая форма разработана МУП «Водоканал» в соответствии с условиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.

2011 № 354, и будет применяться до утверждения Правительством РФ типовой формы такого договора.

При переходе на прямые договоры информацию ресурсоснабжающей организации о проживающих и о приборах учёта обязана предоставить управляющая компания. В отдельных случаях, в том числе при непредоставлении таких сведений управляющей организацией или при предоставлении ей некорректных данных, ресурсоснабжающая может запросить такую информацию и подтверждающие документы у самих жителей.

Переход на прямые договоры согласно действующему законодательству может быть осуществлён одним из двух вариантов:

1-й вариант, когда собственники жилых помещений в многоквартирном доме на общем собрании приняли решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией (п.1 части 1 ст.157.2 ЖК РФ).

В этом случае в решении (в протоколе) общего собрания в обязательном порядке должно быть указано:

– в отношении какого ресурса принято решение перейти на прямые договоры,

– с какой даты принято решение перейти на прямые договоры (в противном случае решение собрания о переходе на прямые договоры может быть оспорено ГЖИ).

Условия перехода, особенно в домах с ИТП, и дату перехода целесообразно согласовывать с ресурсоснабжающей организацией, а в качестве даты перехода устанавливать первое число месяца для удобства расчётов.

О принятом решении согласно части 1 ст.46 ЖК РФ инициаторы собрания обязаны уведомить ресурсоснабжающую организацию, управляющую организацию не позднее 10 дней после проведения собрания.

//www.youtube.com/watch?v=SIup0FMDNoc

МУП «Водоканал» в соответствии с п.1 части 7 ст.157.2 ЖК РФ имеет право перенести дату заключения прямых договоров, но не более чем на 3 месяца, о чём уведомляет инициатора общего собрания.

2-й вариант, когда решение о переходе на прямые договоры происходит по инициативе ресурсоснабжающей организации в связи с наличием у управляющей организации задолженности перед ресурсоснабжающей организацией, превышающей две среднемесячные величины обязательств по оплате (п.3 части 1 ст.157.2 ЖК РФ).

В этом случае согласие собственников жилых помещений не требуется. Ресурсоснабжающая организация в одностороннем порядке отказывается от существующего договора с управляющей организацией в части поставки ресурсов в жилые помещения, а управляющая организация продолжает приобретать у РСО ресурс для содержания общего имущества в многоквартирном доме.

О принятом решении ресурсоснабжающая организация кроме управляющей организации, уведомляет жителей дома и орган государственного жилищного надзора. Информацию о переходе на прямые договоры в этом случае МУП «Водоканал»  размещает в газете «Подольский рабочий», на сайте предприятия vodokanalpodolsk.ru, в ГИС ЖКХ и на досках объявлений многоквартирных домов.

Показания приборов учёта холодной и горячей воды жителям МКД необходимо передавать в МУП «Водоканал» ежемесячно с 15 по 20 число одним из способов:

  • В Личном кабинете на сайте МУП «Водоканал» (после получения пароля для доступа)
  • По адресу электронной почты
  • Через установленные МУП «Водоканал» почтовые ящики для сбора показаний приборов учёта
  • СМС-сообщением на номер мобильного телефона  с указанием номера лицевого счёта и номеров приборов учёта.
  • По телефону
  • Лично в «Едином окне» Службы сбыта

Адрес электронной почты и номера телефонов устанавливаются в зависимости от местонахождения многоквартирного дома и указываются в уведомлении, адресованном жителям этого дома.

В случае непредоставления показаний водосчётчиков в указанный выше период, счёт на оплату будет формироваться расчётным способом.

Способы оплаты услуг:

  • В Личном кабинете на сайте МУП «Водоканал»  с использованием банковских карт
  • Через банкоматы и платёжные терминалы «Сбербанка России», через систему “Сбербанк – Онлайн”
  • Через платёжные терминалы «CashPoint»
  • Через банкоматы и платёжные терминалы ПАО “МКБ”
  • Через операторов в отделениях других банков на расчётный счёт предприятия.
  • Через операторов отделений «Почта России» Г.о. Подольск по квитанции.

О ближайшем пункте приёма платежей, где можно оплатить услуги МУП “Водоканал”, можно узнать в разделе “МЕСТА ПРИЁМА ПЛАТЕЖЕЙ” на сайте предприятия или у специалистов «Единого окна».

Подробную информацию о порядке расчётов за услуги можно получить на сайте в разделе «АБОНЕНТАМ» – «ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ», по телефонам: 8(4967) 50-01-31, 8(4967) 50-01-36, а также лично у специалистов «Единого окна» МУП «Водоканал». Время работы: понедельник – пятница с 08:00 до 17:00, обед с 12:00 до 13:00.

Источник: //vodokanalpodolsk.ru/content/perehod-na-pryamye-dogovory

Заключение прямых договоров с водоканалом жилых квартир

Оформление договоров на поставку водоснабжения. Как заключить прямые договора с водоканалом, теплосетями напрямую, минуя ук

Тем не менее, закон не запрещает выполнять данную работу частным лицам. Основная часть населения ошибочно считает, что РСО и управляющая компания – это одна и та же организация. Но, естественно, это не так. Ресурсоснабжающее предприятие не может быть УК.

Управляющая компания является посредником, обеспечивающим сотрудничество между жильцами МКД и РСО. А чтобы перейти на прямые договоры с РСО, УО должна получить согласие собственников жилья. О том, , рассказали эксперты в статье журнала .

Несмотря на то, что законодательство не запрещает управляющим организациям оказывать услуги снабжения ресурсами, тем не менее, они, как правило, отказываются от выполнения данной деятельности по причине больших капиталовложений, необходимых для этого. «

После перехода на прямые договоры деньги будут перечисляться напрямую поставщикам ресурсов, а на счета управляющих компаний

Абоненту

Указанные документы предоставляются, если по данному объекту договор ранее не заключался схема размещения мест для отбора проб сточных вод копии технической документации на установленные приборы учета воды, подтверждающей соответствие таких приборов требованиям, установленным законодательством РФ об обеспечении единства измерений, а также проекты установки (монтажа) приборов учета (не распространяется на абонентов, среднесуточный объем потребления воды которым не превышает 0,1 куб.м.

в час, а также на абонентов, для которых установка приборов учета сточных вод не является обязательной) абоненты, не имеющие непосредственного подключения к объектам централизованной системы водоснабжения или водоотведения, принадлежащим АО «Ростовводоканал», обязаны предоставить акт разграничения эксплуатационной ответственности с лицами, владеющими на праве собственности или ином

Как заключить договор с водоканалом

2 Большая часть договоров заключается по следующему принципу: при наличии в многоквартирном доме ТСЖ, другой формы жилищно-эксплуатационной организации, наличии управляющей компании – договор с Водоканалом заключает посредник.

Такая форма действительно удобна, правда, в основном для Водоканала.

Многое, конечно, зависит от ТСЖ или управляющей компании, если они работают качественно, то оптимальный вариант для собственника подписать договор с посредником и ему перепоручить все взаимодействие с Водоканалом.

3 Зачастую посредник не вызывает доверия собственника, в этом случае он имеет полное право отказаться от заключения с ним соглашения.

Законодательством предусмотрена возможность каждого собственника заключить индивидуальный договор с коммунальной службой, являющейся непосредственным поставщиком услуг. В теории все просто: документы, подтверждающие право собственности, удостоверение личности и заполнение типового договора, вот и все решение.

Водоснабжение и водоотведение

В случае отсутствия у собственника (потребителя) договора о ресурсоснабжении (предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме) заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами. Эти способы предусмотрены законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).

Буженинова, содержащая: — реквизиты абонента: для юридических лиц: полное наименование и основной государственный регистрационный номер

Прямые договоры

Копии решений собственников и копию протокола общего собрания необходимо представить по адресу: Санкт-Петербург, ул.

Перенос срока осуществляется РСО для проведения мероприятий, направленных на получение от исполнителя (УК, ТСЖ, ЖСК) информации, необходимой для заключения договоров с собственниками помещений и начисления платы за соответствующие коммунальные услуги. По истечении 3 месяцев договоры считаются заключенными со всеми собственниками одновременно.

Обращение каждого собственника отдельной квартиры на оформление договоров не требуется.

Заключение договора с потребителем в отношении квартиры в письменной форме не требуется.

Заключение договора с Водоканалом

Имеет ли право водоканал требовать оплату за июль.

Дом частный в селе, до июля вода была местной администрации.

Какая разница, что «до июля вода была местной администрации». Вода не может быть местной администрации.

Заранее благодарен за ответ. Добрый вечер, Олег! А у собственников квартир есть прямые договора с водоканалом? Все взаимоотношения по поверке, опломбировке должны решаться с поставщиком услуг.

Договор на водоснабжение нежилых помещений в нежилом доме был заключен ООО с Водоканалом.

ООО ликвидировалось. Оплату за водоснабжение и водоотведение за ООО производит другая организация.

Перечень документов для заключения договоров

с эксплуатирующими организациями. Перечень документов для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения:

— реквизиты абонента (фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства, контактные данные абонента, в том числе почтовый адрес); — местонахождение объекта абонента, в отношении которого будет заключен договор холодного водоснабжения, договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения; — информация об используемых источниках водоснабжения, включая объем забираемой воды и основания для забора воды из источника, организациях, через водопроводные сети которых осуществляется водоснабжение,

Консалтинг ЖКХ/ТСЖ/управление жилой недвижимостью

В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.

Итак, Общее собрание членов ТСЖ проведено, решение принято о переходе на прямые расчеты, а что же дальше? А дальше начинаются проблемы.

Поскольку механизм перехода на прямые расчеты в правилах не прописан, никаких подзаконных актов не выпущено.

Незаключение нежилым помещением договора с водоканалом

Но они вступили в силу в январе 2019, то е.е. уже больше года назад. Согласно новой редакции п.

6 Правил предоставления комуслугПоставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.

Источник: //advokatssr.ru/zakljuchenie-prjamyh-dogovorov-s-vodokanalom-zhilyh-kvartir-12148/

Как домам с индивидуальными тепловыми пунктами перейти на прямые договоры с поставщиками ресурсов

Оформление договоров на поставку водоснабжения. Как заключить прямые договора с водоканалом, теплосетями напрямую, минуя ук

Минстрой РФ в письме от 07.05.2018 № 20237-ОГ/04 объяснил, что дома с нецентрализованной системой ГВС не могут заключить прямые договоры с РСО. Читайте о том, как это всё-таки можно сделать по мнению практикующего юриста Елена Шерешовец, директора СРО «КИТ» и члена Экспертного совета Государственной Думы РФ.

Почему собственники в домах с ИТП не могут заключить прямые договоры

При нецентрализованной системе горячего водоснабжения ресурсоснабжающие организации поставляют в дом коммунальные ресурсы: холодную воду, или теплоноситель, и тепловую энергию для её подогрева (ч. 12 ст. 2, ч. 1 ст. 7 № 416-ФЗ, пп. «б» п. 4 ПП РФ № 354).

Подогрев производится уже на индивидуальном тепловом пункте многоквартирного дома исполнителем коммунальной услуги по ГВС – с помощью поставленных в дом электроэнергии, газа или теплоэнергии (ст. 157. 2 ЖК РФ).

В отношении таких домов устанавливаются двухкомпонентные тарифы на горячее водоснабжение. Размер платы за ГВС рассчитывается исходя из суммы стоимости холодной воды, предназначенной для подогрева, и стоимости тепловой энергии, используемой на подогрев (п. 39 ПП РФ № 354).

В письме № 20237-ОГ/04 Минстрой РФ указал, что в таком случае РСО не оказывает коммунальную услугу по горячему водоснабжению, а только поставляет коммунальный ресурс для её производства. Следовательно, в доме с ИТП заключить прямой договор с ресурсоснабжающей организацией на коммунальную услугу ГВС собственники не могут.Минстрой РФ о заключении прямых договоров в домах с ИТП

Когда закон допускает заключение прямых договоров в домах с ИТП

Елена Шерешовец напомнила, что нормативно-правовые акты РФ в некоторых случаях предусматривают заключение прямого договора с РСО собственниками помещений в домах с ИТП.

Это допустимо в следующих случаях:

  • в доме способ управления не выбран или не реализован (ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ);
  • в доме выбран непосредственный способ управления (ст. 164 ЖК РФ);
  • дом остался без управляющей организации, новая УО ещё не выбрана или не назначена по результатам открытого конкурса (п. 17 ПП РФ № 354).

В таких многоквартирных домах собственники заключают прямые договоры с РСО на тот вид коммунальной услуги, которая соответствует типу подаваемого организацией в дом ресурса. Это соответствует положениям п. 54 ПП РФ № 354.

Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при отсутствии централизованного ГВС определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения № 2 к ПП РФ № 354.

В таком случае плата распределяется на две составляющие:

  • за объём холодной воды, которая использовалась для приготовления ГВС, – в составе платы за ХВС;
  • за тепловую энергию, использованную при подогреве, – в зависимости от её вида в составе платы за электро-, газо- или теплоснабжение.

Как провести общее собрание о переходе на прямые договоры

Имеют ли право собственники в домах с ИТП заключить прямые договоры

Согласно п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме участники могут принять решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями на услуги ХВС, ГВС, водоотведения, электро- и газоснабжения. В список договоров не входит прямой договор на поставку холодной воды с целью подогрева и приготовления горячей воды.

Однако, как показывают приведённые выше случаи, такие прямые договоры с РСО в многоквартирных домах с индивидуальными тепловыми пунктами существуют и не запрещены законодательством.

К тому же, согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, граждане свободны в реализации своих прав по заключению договоров, поскольку это соответствует постулату о необходимости беспрепятственного осуществления их прав.

Ограничение жилищных прав граждан возможно только для защиты конституционного строя, а также нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 1 ЖК РФ).

Заключение прямого договора не подпадает под перечисленные условия. Следовательно, права жителей дома с ИТП в этой ситуации не могут быть ограничены. Собственники имеют право перейти на прямой договор.О пользе перехода МКД на прямой договор для управляющих организаций

Как провести ОСС о переходе на прямой договор в доме с ИТП

Придя к выводу, что многоквартирные дома с нецентрализованной системой горячего водоснабжения имеют законное право перейти на прямой договор с РСО, Елена Шерешовец даёт собственникам и заинтересованным в таких договорах управляющим организациям следующие рекомендации:

1. Организуйте общее собрание собственников помещений в соответствии со ст. ст. 44 – 45 ЖК РФ.

2. Уделите особое внимание формулировке вопроса о переходе на прямые договоры в повестке ОСС.

Формулировка должна быть правильной, ведь в доме с ИТП действительно нельзя заключить прямой договор на горячее водоснабжение. Иначе поставщик ресурсов имеет законное право отказать собственникам.

Решение на ОСС принимается по следующим вопросам:

  • заключить договор на ХВС и водоотведения с ресурсоснабжающей организацией, которая подаёт холодную воду и оказывает услуги водоотведения, включив в условия договора предоставление коммунальных услуг по ХВС в целях приготовления горячей воды;
  • заключить договор теплоснабжения с РСО, осуществляющей подачу тепловой энергии (электроэнергии, газа), включив в договор условие предоставления соответствующей коммунальной услуги в целях приготовления горячей воды.

3. Укажите дату, с которого происходит переход на прямые договоры.

4. Оформите решение собрания в соответствии со ст. 46 ЖК РФ: направьте оригиналы протокола ОСС в орган ГЖН, а копии – в РСО. Разместите документы в ГИС ЖКХ (ч. ч. 1, 1.1 ст. 46 ЖК РФ).

РСО не имеет права вето на решение ОСС о переходе на прямой договор, и отказаться ей будет сложно. Закон разрешает поставщику ресурсов только переносить утверждённый собственниками срок заключения договора, но не более чем на три календарных месяца (ст. 157.2 ЖК РФ).

Если всё-таки РСО отказалась или уклоняется от заключения договора, то собственники могут понудить РСО заключить прямой договор в судебном порядке или обратиться в территориальный антимонопольный орган, указав на незаконный отказ РСО в заключении прямого договора (ч. 4 ст. 445 ГК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ).

Если УО и собственники помещений в доме пришли к мнению, что необходимо перейти на прямые договоры с РСО, но никак не могут организовать собрание, помочь им может сервис «ОСС на 100%».  Узнайте, как это сделать.

Источник: //roskvartal.ru/dogovor-uk-s-rso/9673/kak-domam-s-itp-pereyti-na-pryamye-dogovory-s-postavschikami-resursov

Договоры ресурсоснабжения с нежилыми помещениями

Оформление договоров на поставку водоснабжения. Как заключить прямые договора с водоканалом, теплосетями напрямую, минуя ук

С 1 января 2017 года Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г.

№ 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» из схемы «нежилое помещение — исполнитель коммунальной услуги (УО/ТСЖ/ЖСК) — ресурсоснабжающая организация» исключены УО/ТСЖ/ЖСК.

Теперь собственники нежилых помещений обязаны самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями (РСО) и им же оплачивать потребленные коммунальные ресурсы.

Однако, как показывает практика, несмотря на вступление новых норм в силу уже больше года назад, далеко не везде РСО приступили к работе с собственниками нежилых помещений, а многие УО/ТСЖ/ЖСК продолжают предъявлять к оплате таким собственникам стоимость потребленных коммунальных услуг. Попробуем разобраться в проблемах, возникающих при переходе от договоров с УО/ТСЖ/ЖСК к договорам с РСО.

Новые нормы и позиции судов

В соответствии с абзацем 3 пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее — Правила 354) в редакции, действующей с 01.01.

2017, поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме (МКД), а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.

Казалось бы, все понятно — с 1 января 2017 года РСО должны предоставлять коммунальные услуги в нежилом помещении, а УО/ТСЖ/ЖСК право предоставления таких услуг с этой же даты, соответстветственно, утрачивают. Однако, необходимо обратить внимание на несколько нюансов.

Абзацем 4 пункта 6 Правил 354 на управляющие организации, ТСЖ, ЖСК возлагается обязанность по уведомлению собственников нежилых помещений о необходимости заключить договор непосредственно с РСО, а в РСО направить сведения о собственниках нежилых помещений.

Важно отметить, что срок направления такого уведомления не регламентирован, соответственно, привлечь к ответственности управляющую организацию за ненаправление, несвоевременное направление будет довольно-таки сложно, а скорее всего — невозможно.

Однако, именно неисполнение УО/ТСЖ/ЖСК указанной обязанности может приниматься судами как основание для признания действующим договора о предоставлении коммунальных услуг, заключенного именно между УО/ТСЖ/ЖСК и собственником нежилого помещения в МКД, и, соответственно, признания факта отсутствия правоотношений между этим собственником и РСО.

Так, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2018 г. № 13АП-33733/2017 по делу № А56-55921/2017 рассматривался иск о взыскании задолженности по договору теплоснабжения, поскольку товариществом собственников жилья не исполнены обязательства по своевременной оплате отпущенной тепловой энергии.

Суть спора заключалась в том, что ТСЖ не осуществлялась оплата по договору теплоснабжения касаемо нежилых помещений. Товарищество ссылалось на пункт 6 Правил 354, однако уведомление собственникам не направило, сведения в РСО не предоставило, иных изменений в договор  касаемо нежилых помещений не вносилось.

Суд взыскал образовавшуюся задолженность, апелляционным определением постановление суда первой инстанции признано обоснованным и изменению не подлежащим.

В Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05 марта 2018 № Ф01-6032/2017 по делу № А28-3497/2017 суд указал, что «отсутствие прямого договора собственника нежилых помещений с ресурсоснабжающей организацией в спорный период не освобождает управляющую компанию от обязанности оплатить в полном объеме поставленный в многоквартирные дома коммунальный ресурс». Дополнительно суд отметил, что «учитывая то, что пунктом 6 Правил 354 на управляющую компанию возложена обязанность представить ресурсоснабжающим организациям сведения о собственниках нежилых помещений в этом доме, а также направить уведомления собственникам нежилых помещений о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями, неисполнение управляющей организацией указанных обязанностей позволяет в переходный период сохранить ранее существовавший порядок оплаты коммунального ресурса до момента совершения указанных действий управляющей организацией. Таким образом, для исключения объема поставленного коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме из общего объема тепловой энергии, полученной управляющей компанией, последняя обязана доказать выполнение обязанности по предоставлению сведений ресурсоснабжающей организации о собственниках нежилых помещений и направлении последним уведомления о необходимости заключения договоров энергоснабжения». Судом также принято во внимание то, что «поскольку Постановление № 1498 не содержит никаких правил относительно сроков заключения договоров между собственниками нежилых помещений в МКД и ресурсоснабжающими организациями в письменной форме, а также не устанавливает сроков передачи управляющими организациями сведений о собственниках нежилых помещений в РСО, до прекращения заключенного с управляющей компанией договора о предоставлении коммунальных услуг собственник нежилого помещения может вносить плату управляющей компании».

Согласно позиции суда, изложенной в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2018 г.

№ 13АП-766/2018 по делу № А56-73290/2017 управляющая организация обязана провести мероприятия, направленные на заключение с собственниками нежилых помещений отдельных договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями, к которым относится, в частности, направление уведомлений и сведений, предусмотренных пунктом 6 Правил 354. Указанный перечень мероприятий, установленный пунктом 6 Правил 354, носит исчерпывающий, конкретный характер и должен выполняться Обществом как исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах, находящихся в управлении заявителя. В указанном Постановлении № 13АП-766/2018 отмечено, что «публикация Обществом информационного сообщения общего характера для неограниченного круга лиц на своем сайте не может служить доказательством направления и получения конкретными собственниками нежилых помещений в доме уведомлений о необходимости заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией». Уведомление собственника нежилого помещения должно носить индивидуальный характер, и не может быть предназначено для неопределенного круга лиц. Дополнительное размещение на сайте, в общественных местах МКД данной информации не будет являться нарушением, однако не имеет юридического значения.

Неопределенность даты заключения договора с РСО

Немаловажно учесть, что если уведомление собственнику не направлено или не предоставлена информация в РСО, это не является препятствием для заключения договора. Заключение договора с РСО может инициировать собственник нежилого помещения. Согласно п.

23 Правил 354 собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Стоит указать, что, исходя из толкования норм, «обязанность» быть инициатором заключения письменного договора возложена на собственника нежилого помещения.

Однако прямых запретов на то, что инициатором заключения договора может выступить ресурсоснабжающая организация, нет.

Пунктом 18 Правил 354 предусмотрено, что в случае если исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги потребителям в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, не является ресурсоснабжающая организация, собственник нежилого помещения в многоквартирном доме обязан в течение 5 дней после заключения договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями представить исполнителю их копии, а также в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, — данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по указанным договорам.

Стоит упомянуть пункт 7 Правил 354, который предусматривает, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами 354.

Казалось бы, из приведенной нормы следует, что сам факт потребления коммунальной услуги потребителем, в том числе собственником нежилого помещения, означает заключение договора предоставления коммунальной услуги. А поскольку лицом, обязанным с 01.01.

2017 заключать такой договор с собственниками нежилых помещений, является РСО, то договор между РСО и собственниками нежилых помещений заключен, независимо от его подписания в письменной форме и независимо от действий УО/ТСЖ/ЖСК по направлению уведомлений собственникам нежилых помещений.

Однако, надо отметить, что Правила 354 устанавливают, что между РСО и собственником нежилого помещения заключается не договор предоставления коммунальных услуг, а именно договор ресурсоснабжения.

С учетом этого вопрос о возможности заключения договора ресурсоснабжения с РСО путем совершения собственником нежилого помещения конклюдентных действий (потребление коммунального ресурса) становится неоднозначным.

 Об особенностях договоров ресурсоснабжения, заключаемых между собственниками нежилых помещений и РСО, расскажем в одной из следующих публикаций на сайте АКАТО, в настоящей статье сделан акцент на указании вида договора только с целью предостережения от сомнительного вывода о заключении договора с РСО путем совершения конклюдентных действий.

Заключение

В заключении публикации обозначим, что самым главным в озвученных поправках является утрата права УО/ТСЖ/ЖСК на заключение договоров предоставления коммунальных услуг с собственниками нежилых помещений, а лицом, обязанным заключить договор с собственником нежилого помещения, является РСО.

При этом складывающаяся в настоящее время судебная практика придает большое значение факту направления управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК уведомлений собственникам нежилых помещений о необходимости заключить договоры ресурсоснабжения непосредственно с РСО.

Конечно, решений Верховного суда РФ еще нет, и говорить об уже сложившейся правоприменительной практике рано. Даже приведенные выше судебные акты содержат сомнительные выводы. Например, непонятно, как после 01.01.

2017 на УО/ТСЖ/ЖСК может быть возложена обязанность по предъявлению оплаты коммунальных услуг собственникам нежилых помещений, если Правила 354 не предоставляют права УО/ТСЖ/ЖСК требовать такую оплату? Как можно считать УО/ТСЖ/ЖСК исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственнику нежилого помещения, если в новой редакции Правил 354 в нежилом помещении вообще не потребляются коммунальные услуги, а потребляются коммунальные ресурсы, поставщиком которых УО/ТСЖ/ЖСК являться не может? И каким образом РСО может быть освобождена от обязанности заключения договора ресурсоснабжения с собственником нежилого помещения, если Правила 354 устанавливают, что исключительно такой договор является основанием для потребления коммунального ресурса в нежилом помещении? Кроме того, остается открытым вопрос определения конкретной даты заключения договора между собственником нежилого помещения и РСО. Нет четкого понимания, является ли направление уведомления основанием признания расторгнутым договора предоставления коммунальных услуг между УО/ТСЖ/ЖСК и собственником нежилого помещения, и если является, то с какой даты. Является ли дата расторжения договора предоставления коммунальных услуг между УО/ТСЖ/ЖСК и собственником нежилого помещения одновременно датой заключения договора ресурсоснабжения этого собственника с РСО или датой начала бездоговорного потребления коммунального ресурса в указанном нежилом помещении?

В общем, внесенные поправки создают большое количество вопросов, и вместо упорядочивания процессов потребления коммунальных услуг и коммунальных ресурсов, наоборот, создают путаницу и неопределенность.

Вероятно, именно из-за этого по прошествии уже больше года после вступления новых поправок в силу так и не наступило однозначное понимание порядка потребления и оплаты коммунальных ресурсов собственниками нежилых помещений в МКД.

************************************************

Продолжение темы договоров между РСО и собственниками нежилых помещений по ссылке > > >

************************************************

Важная информация для РСО!

АКАТО приглашает специалистов РСО на специализированные мероприятия по разъяснению положений федерального закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ («закон о прямых договорах») и ряда других актуальных для ресурсоснабжающих организаций вопросов:

07 июня 2018 года состоится вебинар «Деятельность РСО: “прямые договоры” и другие актуальные вопросы». Вебинар проведет известный российский эксперт Ольга Яндыева. Подробнее по ссылке > > >

28 июня 2018 года состоится очный семинар в Екатеринбурге «Актуальные вопросы деятельности РСО: “прямые договоры” и другие важнейшие поправки законодательства». Семинар проведет эксперт по юридическим вопросам ЖКХ Игорь Кокин. Подробнее по ссылке > > >

Источник: //acato.ru/articles/20180423/predostavlenie-rso-kommunalnyh-uslug-sobstvennikam-nezhilyh-pomeshenij

Закон о прямых договорах с РСО принят. Чем это грозит водоканалам?

Оформление договоров на поставку водоснабжения. Как заключить прямые договора с водоканалом, теплосетями напрямую, минуя ук

Закон о прямых договорах 2018 года позволяет жителям многоквартирных домов платить за свет, воду, газ и тепло напрямую поставщикам ресурсов, минуя управляющую компанию (УК). Исключая из цепочки платежей УК, правительство хочет избавить рынок от недобросовестных компаний-должников и улучшить положение ресурсоснабжающих организаций (РСО).

Предусмотрительные водоканалы не допускают роста задолженности, организуя сбор показаний нескольких тысяч абонентов с помощью беспроводных систем учета.

LPWAN-система «СТРИЖ» удобна — помогает исключить человеческий фактор при сборе данных: не ездить по городу, не заглядывать в подвалы домов, чтобы снять показания.

Также удобно для забывчивых и занятых потребителей, у которых отпадает необходимость передавать показания водомеров, так как все показания снимает водоканал в режиме онлайн.

С июля 2017 года испытываем систему, планируем что в больших масштабах она станет решением задачи учета водопотребления».

Булат Нигматуллин, главный инженер МУП «Сибайводоканал»

Исчезла единая точка ответственности

Предполагается, что новый закон будет выгоден не только жителям и РСО, но и добросовестным управляющим компаниям — они избавятся от бремени долгов жителей. Ресурсоснабжающие организации, в свою очередь, не заинтересованы иметь дело напрямую с жителями.

Ранее у водоканала была 1 точка ответственности — управляющая компания: юридическое лицо с соответствующими обязанностями. «Управляшка» собирает с 500 квартир плату за воду и перечисляет ее водоканалу. В случае задолженности, водоканал имел высокие шансы отсудить у компании деньги компенсировав потери.

После принятия закона о прямых договорах единая точка ответственности: УК — исчезает. Как водоканалу крупного города работать с долгами сотен конечных потребителей — сложный вопрос. Наблюдаем перенос ответственности, без решения проблемы: отсутствие инструмента для точного учета коммунальных ресурсов тысяч абонентов.

Инструмента учета водоснабжения у водоканалов — нет

Бизнес-модель изменилась, а условия для ее реализации не созданы. Теперь городской водоканал обязан контролировать водоснабжение в масштабах города, микрорайона, дома и, наконец, учитывать расход воды в отдельной квартире. Технической возможности собрать данные со счетчиков всего города у ресурсоснабжающей организации нет.

К тому же, среди жильцов есть неплательщики — обычно, около 5% на дом. И если со 100 квартир наберется 10-15 должников, то со всего города их будет на порядок больше: 500 или 5 000. То, что в рамках ТСЖ можно было решить «лицом к лицу», в общегородском масштабе выливается в непростую задачу.

Руководители водоканалов с лета 2017 года ломают голову: как, не имея средств на «раздувание» штата контролеров или внедрения дорогостоящих технологий, организовать учет водоснабжения целого города.

Штатное расписание водоканала включает специалистов абонентского отдела, которые занимаются начислениями платежей и проверкой лицевых счетов.

Согласно нормативу, на обслуживание 2 000 лицевых счетов, это около 20 многоквартирных домов, выделяется один специалист. Он принимает показания, занимается «разбором полетов»: решением спорных ситуаций и перерасчетами.

Также, в состав абонентского отдела входит, как минимум, один контролёр. Для сельской местности на проверку 2 000 абонентов выделяется 2 контролера.

Руководитель одного из водоканалов Пензенской области, рассчитал, что ежемесячный убыток в виде небаланса за 1 месяц составляет 2 794 рубля или чуть более 23 рублей с лицевого счета.

Убыток в виде небаланса в месяц
1 л/счет23,09 рубля
1 МКД — 121 лицевой счет2 793,92 рублей

Организация, обслуживающая 2 000 абонентов: 15-18 МКД, потеряет за 1 месяц 46 180,60 рублей.

Убыток в виде небаланса в месяц при обслуживании 2 000 лицевых счетов
Для УК или РСО в городе46 180,60 рублей
Для сельской местности28 030,76 рублей

Если к этой сумме прибавить 20 000 рублей на заработную плату 1 контролера, картина станет более удручающая: ежемесячные потери составят 66 180,60 рублей!

Убыток в виде небаланса в месяц при обслуживании 2 000 лицевых счетов
+ затраты на 1 контролера
Для УК или РСО в городе66 180,60 рублей
Для сельской местности48 030,76 рублей

Как выставить счет 10 000 абонентам?

Представим, что в условном доме, заключившем прямой договор с водоканалом, пенсионерка ошиблась: вместо 3 кубометров расхода горячей воды отправила 300 куб.м. За месяц ей начислят около 55 тыс. рублей. Если бабушка выживет после такого потрясения, — автоматом станет должницей и лишится субсидий на ЖКХ.

На разбор ситуации и скандалы между абонентом и водоканалом уйдут один-два месяца. А сколько таких бабушек наберется во всем городе?

Как собрать показания с 10 000 абонентов без обходчиков?

УК, обслуживающая один или два дома, еще может навести порядок в «ручном» режиме, регулярно проверяя каждую квартиру. Но магниты для остановки счетчиков и другие ухищрения сводят данную работу на нет.

Жители успевают снять магнит, пока обходчик стоит у двери. Когда речь идет о квартале или городе — требуется комплексный подход: от удаленного сбора показаний до их автоматической выгрузки в платежные документы.

Решить задачу возможно с помощью автоматизированной системы учета воды (АСКУВ).

Подробнее про автоматизированную систему учета воды

Большинство водоканалов — МУПы, то есть муниципальные предприятия. Они не могут позволить сложные системы на GSM-связи. Приборы дорогие, к тому же необходимо регулярно платить абонплату за использование сотовой сети.

С ноября 2017 года предусмотрительные городские водоканалы республики Башкортостан и Ростовской области испытывают АСКУВ на беспроводной дальнобойной технологии связи — LPWAN. Технология разработана специально для передачи данных с автономных устройств на дальнее расстояние по радиоканалу.

Для развертывания LPWAN-системы не нужно ставить роутер для опроса счетчиков в каждую квартиру или подъезд — одна базовая станция (БС) с крыши дома принимает показания от 200 000 устройств. Две таких станции, разнесенные в радиусе километра или полутора друг от друга, надежно охватывают средний «стотысячник» сетью для снятия показаний со счетчиков.

LPWAN-решение контролирует всю цепочку поставки ресурса: от забора воды на скважине и ее транспортировки до учета в кране на кухне.

На распределительных узлах водопроводных магистралей установлены счетчики с радиомодемом «СТРИЖ».

Приборы учета отслеживают потери в ходе транспортировки воды и контролируют потребление ответственных абонентов: садовых товариществ и крупных промышленных предприятий.

Проникающей способности LPWAN-сигнала достаточно для отправки данных на базовую станцию, расположенную в 1,5-2 километрах от магистральных колодцев.

Магистральный колодец с установленным радиомодемом «СТРИЖ»

В квартирах многоквартирных домов установлены счетчики СВК-15-3-2 со встроенным радиомодемом. Раз в 24 часа показания отправляются на базовую станцию, а оттуда — в интернет-кабинет «СТРИЖ.Cloud».

Программное обеспечение «СТРИЖ.Cloud» учитывает специфику работы РСО. Оператор в диспетчерской видит объективную картину потребления ресурсов внутри сетей, а бухгалтерия водоканала в несколько щелчков выгружает из «личного кабинета» показания с индивидуальных и общедомовых приборов учета.

    • Показания приборов учета онлайн.
    • Расчет небалансов онлайн.
    • Оповещения о событиях (магниты, протечки, вскрытия и т.п.).

Как задача была решена

В связи с принятием 59-ФЗ, главная задача — организовать централизованный контроль водоснабжения и водоотведения.

Без внедрения автоматической системы учета ресурсов, инициатива перехода на прямые договоры приведет к массе организационных проблем для РСО. Водоканалам нужен учет в масштабе целых городов и LPWAN-решения идеально подходят для этой задачи.

Основные преимущества автоматизированного сбора показаний приборов учета воды:

  • точность учета потребления энергоресурсов с каждого прибора;
  • формирование Excel-файлов с почасовыми данными расхода воды;
  • у бухгалтера будут все данные на руках к 25-му числу;
  • почасовая статистика расхода в режиме онлайн;
  • опрос тысяч приборов учета в радиусе до 10 км без необходимости приобретения ретрансляторов и концентраторов.

Мы помогаем ресурсным организациям (водоканалам) собирать показания счетчиков воды на территории микрорайона или города. Делаем это быстро и удобно при помощи LPWAN-технологии и автоматизированной системы «СТРИЖ».

Источник: //uchet-jkh.ru/publikacii/59-fz-rso.html

Луч закона
Добавить комментарий